Причиной написания этой заметки стал часто задаваемый друзьями вопрос: "Юр, как ты думаешь, открыть её (бутылку виски) или оставить в коллекции?". Иногда удавалось ответить однозначно, чаще ждали развёрнутого ответа.
Обсудить этот вопрос с вами мне показалось важнее, чем великих итальянских ботлеров, рассказ о которых планировался к публикации.
Совершенно очевидно, что любой виски - это продукт, который создаётся не для украшения интерьера, а для того, чтобы его пили. Это лишь вопрос вашего достатка и вкусовых предпочтений.
Кто-то из вас, возможно, был удивлён академическим подходом в прошлой статье, где последовательно, "загибая пальцы", мы рассматривали различные подходы к коллекционированию. Вот и сейчас, мы последовательно и аргументировано, на конкретных примерах разберём отличия "питьевого" виски от коллекционного. Формат не позволит нам углубиться в дебри, но "обнажить" суть мы обязаны.
Заглядывая в прошлое, тенденция именно к собирательству бутылок впервые явно проявилась в благополучной и развивающейся Италии 70-х годов. Появляются бутиковые розливы креативно мыслящих энтузиастов, вояжи которых на шотландские винокурни были квестами почище приключений купца с аленьким цветочком. Справедливости ради, замечу, что компании-негоцианты, покупающие бочки с виски на винокурнях, существовали и раньше, но революционными идеями они не горели и в то время не были особо заметны в бутиковых розливах.
Горстка людей, разливавших по 500-700 бутылок из бочки для такой же горстки интересующихся людей, многие из которых покупали бутылочку-другую после тест-драма за ужином в остерии где-нибудь в Римини или Милане. И благополучно ставили на каминную полку, традиционно предпочитая вино.
Чем больше этих лимитированных бутылок открывалось и выпивалось, тем ценнее те, что дошли до нас. Это абсолютно логичное с точки зрения здравого смысла объяснение коллекционной ценности. Яркий тому пример - Бомо, букет 1966 года от Самароли.
Начиная с 2000-х годов количество независимых виски-ботлеров росло в геометрической прогрессии и к настоящему времени число релизов, выпущенных ими, измеряется десятками тысяч. Официальные розливы тоже стали отталкиваться от конъюнктуры и выпускать по 10-20 лимитированных серий в год, в первом приближении попадающих под критерии коллекционного спроса.
Номер и тип бочки, количество выпущенных бутылок, возраст виски, статус винокурни - в общем, чем больше информации даст нам владелец розлива, тем больше шансов у виски стать коллекционным. Еще очень важна информация от дегустаторов, рейтинги.
В качестве примеров - несколько бутылок из личной коллекции.
В моих руках Порт Эллен от Молтс оф Скотланд. Всё, о чём мы говорили выше, вы без труда найдёте на этикетке. 225 бутылок при бочковой крепости удалось разлить из 250 литрового хересного хогсхеда. Закрытая в 1983 году культовая винокурня. Оборудование полностью утрачено. Запасы спиртов иссякают и в обозримом будущем будет разлита последняя бочка этого виски. Оценка в 93 балла от более, чем 140 членов виски-сообщества. Комментарий одного из них: "Just one whisky you must drink before you die".
Скапа - одна из самых труднодоступных винокурен Шотландии. И добравшись до Оркнейских островов, не факт, что попадёте на винокурню. Обычно она закрыта для посещений. 25-ка - самый возрастной релиз за всю историю винокурни. 2000 бутылок в тираже, индивидуальный номер на каждой бутылке, бочковая крепость. Очень редко компания Перно Рикар, которая владеет винокурней Скапа, радует нас возрастными, да ещё и лимитированными выпусками. Все это, в совокупности с превосходными рейтингами этого виски, подтверждает выбор коллекционера.
В далеком 2003 году на экраны вышел фильм, в котором, вместе с известным Биллом Мюрреем, мы могли увидеть на столе гранёный декантер. Это был никому не знакомый бленд Хибики 17. Прошло совсем немного времени и теперь даже 12-летний виски компания Сантори, владелец бренда Хибики, не считает для себя возможным разливать ввиду дефицита спиртов. Что уж говорить про 30-летний.
Японцы не делают купажи, чтобы удешевить продукт, разбавив зерновым виски. Они создают шедевры. Номерная бутылка, редкие старые спирты двух винокурен Ямазаки и Хакушу, рейтинг в 92 пункта, удорожание в 3 раза за 3 года. Безусловно инвестиционную и коллекционную привлекательность подогревает ажиотажный спрос на японский виски. Несмотря на значительный тираж и регулярность выпуска, предложение очень ограничено. На сегодняшний момент это один из самых быстрорастущих в цене виски. Порадуемся за тех, кто успел.
Каждый коллекционер должен обладать даром предвидения и работать на опережение. Вылавливать из массива выпускаемого виски удачные, покупать, минуя ажиотаж - вот правильный вектор.
Времена, когда каждого желающего пускали на склады и разве что не расстилали ковровую дорожку, прошли. Теперь негоцианты вынуждены разливать те бочки, что выкупили в прошлом, либо довольствоваться молодыми и простенькими спиртами со складов винокурен.
В общем, все то, что винокурни и негоцианты могут "наштамповать" литрами и декалитрами мы и будем называть "питьевым" виски. Эти бутылки почти не дорожают, но вполне достойны занять место в баре.
Прежде всего это касается так называемых NASов, No Age Statement, виски без указания возраста.
Одним из ярких представителей является Далмор Сигар Молт. Даже внимательно приглядевшись, вы нигде не увидите возраст спиртов в составе этого виски. В составе - виски в бочках из-под хереса, из-под бурбона и, выдержанный в винных барриках из-под каберне, совиньон. Крепость редуцирована до 44-х процентов. Как вы думаете, как быстро при увеличении спроса компания Вайт энд Маккей сможет увеличить выпуск? Довольно быстро, будьте уверены. А значит, вердикт - пить с друзьями, а не собирать подобное.
Кстати, среди виски без возраста очень много заслуженных. Навскидку могу назвать те, что мне по душе: Балвени ТАН, Гленморанжи Компанта, Ардбег Угидэйл, Макаллан Оскуро.
Не стоит собирать и регулярные версии винокурен возрастом 12,15,18 лет. Как доказывает история и статистика аукционов, сильно дорожают только закрывшиеся винокурни и очень редкие культовые выпуски, как Бомо 8 Шерифф, Клайнелиш 12, Ардбег 10-ка 80-х годов.
Подводя итог, хочется сравнить коллекционирование виски с игрой на бирже - кто обладает инсайдерской информацией, денежным ресурсом, умеет оперативно реагировать и осведомлен об участниках рынка, тот и имеет больше шансов увеличить свой капитал.
В следующем нашем выпуске мы сравним официальные релизы винокурен и неофициальные от независимых ботлеров, поговорим о винокурнях, очень редко отдающих свои спирты на сторону и не разрешающих использовать свой бренд в названии. О лазейках, позволяющих негоциантам разливать запретное.
Cпециально для Whisky Rooms Юрий Щербина