Представляем вашему вниманию интервью с Сергеем Владимировичем Грибковым, одним из известнейших барменов мира, шоуменом, двукратным рекордсменомом Книги рекордов Гиннесса, основателем Bar-Show и движения Флейринг в России.
Сергей, ты посвятил жизнь барменскому искусству. Расскажи, что это за направление?
Флейринг давно перешёл в ранг искусства. Мы делали фестиваль “Флейринг искусств” в Ярославле и не ошиблись. Возьмите любую, связанную с искусством направленность, будь то кино, живопись, дизайн и архитектура, танцы, музыка, балет Спорт, это всё касается флейринга.
В живописи главное донести через визуальный образ какой-то месседж. Через что проявляется фрейлинг?
Мы ближе к фигурному катанию или художественной гимнастике. У нас музыка на первом месте. Это и искусство, и спорт, и цирк, и ремесло и барменские навыки, и новое оригинальное учение. У нас так - артист флейринга, а не бармен. В Питере уже давно на это перешли. Барменов в стране миллионы, а владеют флейрингом единицы.
Ты написал две книги FLAIRING или УЧЕБНИК и город БеN4СH - “SITY BEN4CH-2222”. Что такое ВЕN4CH?
Это взрыв. Это город в Сибири в 2222 году. Прибавь 200 лет и поймёшь. Но попасть в него можно только зная вход в портал. А в первом в мире учебнике по флейрингу дается очень и очень важный материал по теории флейринга и выводится теорема с тремя доказательствами, а также разработано новое оружие для военных - FlairinQ - флейринг мыслей. Почитать можно на Стихи то4ка ру, автор Серж Флейринг. Так что Флейринг - это автор, чего угодно, но именно автор.
Взрыв идеи, взрыв мозга, взрыв творчества?
Да.
А почему четыре двойки?
Тут без мистики и эзотерики не обошлось. Например, город настоящего IN4CH-3333, город МЕSSIL-4444, город ЦИОЛКОС-7777. Есть аудио-версии этих литературных комиксов, их можно в VK послушать, а цифры обозначают год создания города.
Когда ты получил свою порцию БЕN4CH’а?
Мы с девчонками из цирковой студии “Алые паруса”, которые тоже с первого дня занимались, как и я, 40 лет студии в Ейске праздновали в 2017 году, и когда вспоминали то время, одна из них и говорит: “Да я сколько тебя помню, ты всегда был под БЕN4CH’ем. Мы никогда не могли понять, что тобой руководит”. Как у Высоцкого: “настоящих буйных мало, вот и нету вожаков”. Вот такая вот история. А для меня это нормально.
Что в переводе означает слово Flairing?
Мне этот вопрос задавали даже великие умы кинематографа и пытались сами нащупать, что это значит. Для меня оно означает “ваше внутреннее я”.
Это реально существующее слово или придуманное?
Это реальное слово. Переводчик из Сочи насчитала примерно 40 вариантов перевода. Самое близкое к России, если брать наше направление, то это “выпендрёж” бар-шоу. Кто-то переводит буквально как “движение по кругу” или “летящий по кругу”.
Ты первый начал использовать это слово?
Конечно, Сергей Владимирович Грибков. Бессонными ночами в 96-ом думали и выбрали его, хотя сначала был фристайл, с чего мы начали. Я так скажу - это совершенно новое учение, которое ещё нужно доказывать и доказывать. Само понятие, может быть, и мне принадлежит, но флейринг как действие придумал не я. Я пытался заявить на него права, но мне сказали что это всё равно, что присвоить себе слово “улыбка”, например.
История такая. Есть мировая сеть TJ Friday’s. Тот, кто её создал, поставил в бар цирковых артистов. Вот оттуда всё пошло. А потом появился фильм “Коктейль” с Томом Крузом на базе TJ Friday’s. Кстати, в Москву позже приезжал человек, который обучал Тома Круза для фильма.
Формула флейринга - это рецепты коктейлей?
Человек - это коктейль, состоящий из двух обязательных ингредиентов, - это мама и папа. Если серьёзно, то формул флейринга несколько. Всё в моей книге есть. Как я уже говорил, автор Серж Флейринг.
Откуда ты родом? Кто твои родители?
Родители простые рабочие. Родился я в Архангельске. Отца отправили, можно так сказать, в командировку на Беломорканал и мама поехала вместе с ним в Архангельск. Учился в Ейске в 51-ой школе, а потом в цирковой студии “Алые паруса” у Фёдора Иосифовича Науменко.
После четырёх лет обучения у меня был выбор: или продолжать учиться в каком-нибудь цирковом училище, или начать работать по направлению. Фёдор Иосифович сказал тогда, что никакого смысла продолжать обучение нет: “Ты четыре года ещё потратишь, но ты уже и так четыре года уже занимаешься. Твои трюки и умения только дополнятся чем-то, а по сути будет то же самое. Езжай-ка ты лучше в цирк на сцене и приобрети опыт”. Он сохранил мне четыре года. Я и сейчас понимаю, что общение со зрителями и опыт работы на сцене на тот момент были гораздо важнее.
И мы поехали в 1981 году в город Новосибирск с другом Валерой Мельниковым. Нам было по 16 лет. Паспорта есть, но на работу принимают с 18. Я пробовался в Ростовский цирк до этого и именно по этой причине меня не приняли. Но в Новосибирске нас взяли стажёрами, думаю, потому что мы приехали вдвоём и нам можно было меньше платить. Три года мы там отработали до армии. Были в Магадане, в Нерчинске Читинской области - это город, куда ссылали декабристов, даже на Чукотке в городе Эквигенот.
Выступали по домам культуры?
Да.
Цирк на сцене - что это?
Это небольшая группа из 13-15 человек, 3-4 музыканта, в лучшем случае, фонограмм тогда не было ещё, маленький автобус.
Что вы делали как стажёр?
Трюки на проволоке, в основном. Науменко был специалист по свободным проволокам и ещё в студии мне поставил эту технику. Это тоненькая проволока, которая не натянута, трос. Потом были трюки на проволоке с лестницей, с катушкой и моноциклом.
Какой градус риска, с которым приходится сталкивались по жизни в профессии?
С лестницы падал. Зашили, в Алтайском крае это было. Ещё был такой случай. Съёмки“Смешариков” с Андрисом Лиепой в Гостином дворе, раннее утро, разминаюсь. На долю секунды внимание потерял и улетел. Нога опухла сильно. Я пытался несколько дней ещё работать. Потом мне Лиепа дал телефон Анатолия Жука, врача Большого театра. Он мне: “А что же ты терпел, дорогой? Ну-ка, давай я тебе сейчас…”. И вставил мне спицы в ногу, без наркоза. Страшно было. Но вылечил меня, поставил всё на место. С благодарностью его вспоминаю. Особенный человек. Спорт подразумевает риск. Но когда забираешься на проволоку, ежесекундно рискуешь, причём особыми для мужчины местами. Флейринг тоже травмоопасен, бутылки - это стекло.
Ты сказал, что в армии служил.
С Валерой Мельниковым же в армию и попали. Два года отслужили в Казахстане.
В каких войсках?
Семипалатинск-22, испытательный полигон, поэтому я много знаю, чего не нужно знать.
В большом цирке на манеже довелось поработать?
А вот после армии нас опять-таки вместе с Валерой взяли уже в Ростовский цирк. Периодически работал в Минске, в Брянске, в шапито во Франции. Проволока - это более сценический жанр. В манеже используют, в основном, канат. Кстати, Олег Попов выпускался со свободной проволокой. Так, к слову.
С Ростовским цирком объездил с гастролями весь СССР. После этого в Беларуси год просидел в команде проекта “Все звёзды”. В 90-ом ездили в Ливан. Потом была Польша, Германия. А в 91-ом я приехал в Москву и тут уже начал работать по клубам.
То есть, ты выходил на сцену как эквилибрист и постепенно воплощал какие-то свои идеи?
Да. Сами всё придумывали и воплощали. Сценарий и постановка. На Таганке был клуб “Сенат”, в котором в тот период работал - там и сейчас какой-то то ли клуб, то ли ресторан, но всё переделали, конечно, - так вот, хозяин этого клуба назвал наше шоу лучшим в Москве. Я первым вывел цирк в клубное пространство. И вывел фристайл и флейринг на сцену, не ограничивая их барной стойкой.
Какой это был год?
93-94-ый. Ещё до Ассоциации барменов. Потом открывал клубы в Самаре, в Тольятти, первый клуб на Сахалине.
Отсутствие корочки образования не мешало в карьере? Я про диплом циркового училища.
Специфика есть, конечно. Но, в итоге, я в пятёрке лучших эквилибристов мира на свободной проволоке.
Сколько раз был в Америке?
Моя первая поездка была в 92-ом на три дня в Нью-Йорк, потом на два месяца в 93-ем и на год в 99-2000-ом. В третий раз когда был, жену ко мне не хотели выпускать, она 12 раз ходила в посольство. Выпустили. И даже с собакой.
Почему не выпускали?
Чтобы не остались там. В те года напряжённые отношения с США уже были. В 2004-ом меня туда в пятый раз уже не впустили. А теперь я и сам не поеду. По большому счёту, мне там нечего больше делать. Там есть мои ученики, которые выполняют мои функции.
Много Америка дала в плане опыта, профессионализма?
Много. Именно за этим я туда и ездил. Более того, я первый русский участвовал в Bar Stars Awards в Орландо в 2000-ом году.
Это ежегодный конкурс?
Да, несколько лет проходил, но смысл в том, что до меня русские никогда не участвовали в соревнованиях по флейрингу в США. По Сути, я открыл Америку для русских для участия в конкурсах.
Ты работал по контракту?
Какое-то время в начале работали по контракту с Максимом Дунаевским и балетом “Фаворит”. Они вернулись, а я остался. Рабочая виза, конечно же, была и это помогло. И вот когда ты остаешься не по контракту, это совсем другой взгляд на мир, на жизнь, на себя, на страну. Ты остаешься абсолютно незащищённым.
Появился импресарио?
Нашлась знакомая, которая работала в Лас-Вегасе. Мы из Лос-Анджелеса загрузили вещи в машину, которую дал напрокат знакомый русский, и всей семьёй со всем этим скарбом перебрались в Лас-Вегас. Лариса очень помогла. Заняла денег, нашла мне работу. Через месяц я ей уже вернул долг. Работал в клубе в казино Венеция. Потом приехали сёстры Зайцевы делать в этом казино шоу и пригласили меня в проект. Там же познакомился с Николасом Сент-Джоном. Он работает в стиле flair motion. Серьёзный парень. Мы с ним сдружились. В парке с ним тренировались. Он моего сына Богдана клал на руку и поднимал, тренировался так. Богдан был в восторге.
Сколько стоил твой выход?
250 долларов за 5-7 минут.
Принимал участие в каких-то конкурсах в тот период?
В тот приезд нет, а вот в 2002-ом приехал на Легенды-4 в Лас-Вегас. Там не самое лучшее моё выступление, но, тем не менее, оценили.
Что получил?
Признание и протоптал дорогу нашим. Заасфальтировал.
Почему не остался в США насовсем?
Я здесь, в России, был монополистом. Сколько хотел, столько и объявлял за выступление. И никто не мог спорить, потому что не было выбора.
На ходу придумываю историю: есть парень в Казани, работает барменом, мечтает профессионально заняться флейрингом. Собирается ехать в Москву учиться. Вот он приехал. Куда ему податься, чтобы быть в теме флейринга и развиваться?
Сейчас все идут в школу к Лёше Мочнову и Серёже Булахтину. Там, действительно, собрались чемпионы страны по линии международной и нашей барменской ассоциации. В среднем есть человек 15 в Москве, с которыми здесь можно заниматься. Штифонов например, который у меня учился в своё время. Он сейчас чемпион мира по английской версии Road House. Призовой фонд почти миллион рублей за 7 минут, между прочим.
Условно, как и в любом деле, всех можно поделить на две категории: либо ты нужен флейрингу, либо флейринг нужен тебе. Когда и то, и другое совпадает, бывает крайне редко. И есть три основных направления хотелки: первое - просто для себя, это, в принципе, ни о чём, человек просто решил подработать и получиться более интересное место работы; второе - бар-шоу это быстрый заработок; третье - участие в конкурсах, и здесь уже поинтересней, потому что более длинная дистанция. Прежде всего, есть теория флейринга, но все приходят и сразу хотят кидать.
Где можно почитать эту теорию?
Сайт www.bar-show.ru. Там есть вся информация.
Чтобы заниматься флейрингом, не обязательно работать барменом?
Конечно, если мы в спорт выводим.
Сколько конкурсов проходит в мире по флейрингу в год?
Ежемесячно в каждой стране. Во-первых, в Лондоне отборочный. У нас Music Flair Open, Moscow Flair Open, “Украина мае таланты”. Флейринг - это развитое движение уже. И для многих - это просто хобби. Ежегодно проходит WCC чемпионат мира среди барменов. Отборочные - весь год по всей стране, начиная с Дальнего Востока. 8 городов плюс финал, который проходит чаще всего в Москве. Это по классике и флейрингу. Я когда-то совместил два направления - один кидает, а второй в это время делает классику, потом они меняются через три с половиной минуты.
Сколько сейчас школ флейринга в Москве?
Семь. И они, в основном, частные.
Сколько у тебя учеников?
Более 10 000 и 4 поколения учителей.
Ты всё время что-то креативишь. Что нового планируешь запустить?
Давно есть идея запустить боевой флейринг. Когда мы помещаем флейринг на ринг и два соперника, на которых можно делать ставки, сражаются бутылками. В шлемах, конечно. Вообще, пытаюсь сейчас флейринг вывести в спорт.
В классификации флейринга может присутствовать направление - композитор флейринга?
Конечно. Есть и дизайнер флейринга. Например, Серёжа Билышев насобирал такие специальные винтажные штучки - вы нигде не найдёте то, что у него есть.
Говорят, что Барменская Ассоциация сейчас не та, что было раньше, и что приобретать членство не имеет смысла. Как ты к этому относишься?
От алкоголизма все переходят на ЗОЖ. В том числе, и к закрытому образу жизни - это когда вами невозможно управлять, потому что вы - есть вы. Сейчас переходный период, переходим на следующий уровень. У Барменской Ассоциации выпущены миллионы учеников. Если у меня их 10 тысяч, то там - миллионы. 50 представительств по стране, ротация еженедельная, раз в неделю выпуск. Представляешь, какой объём? Полмиллиона барменов каждую пятницу-субботу выходит на работу. Конечно, огромная конкуренция и огромный рост. Я как первый вице-президент Барменской Ассоциации России официально заявляю, что если кто-то и говорит, что Барменская Ассоциация уже не та, он просто не хочет в этот момент что-то в неё привнести, хотя она дала ему столько, что он до сих пор в этом направлении работает.
Ты сказал, что ещё до переезда в Москву, когда работал в цирке, нащупал вот это направление с бутылками. Когда случился бэнч и ты понял, что из этого можно создать целый мир?
В 93-ем году. Я тогда работал в минском цирке и уже знал, что буду переходить с проволоки на бутылки. А потом со временем я понял, что понятия бар-шоу не существует на планете Земля. Меня пригласили в Ассоциацию барменов и я начал воспитывать из барменов артистов. Нужно было делать микроспектакли, чтобы бармен играл вроде как сам себя, но и роль какую-то. Вплоть до таких ролей, когда Сейран Геворкян, действительно, кстати, талантливый парень, выбегал с топором на Чемпионате мира среди барменов 2002-ом в Словении. Такой персонаж из Достоевского получился. Много всего придумывали. Так вот, направления бар-шоу не существовало, а теперь оно есть.
Где предпочитаешь отдыхать?
Понравилось на Чимбулаке в Алма-Аты, стал на сноуборд. Уже давно не был нигде. Я морской гад, море люблю очень.На Сейшелах предпочитаю.
Есть хобби?
Мне нравятся монетки с гербами. Собираю гербарий, можно сказать. А вообще, я собираю ментальность. Особенно оригиналов.
Поясни.
Выискиваю оригиналов, не повторюшек-мушек, а именно приверженцев. Моя задача по жизни - это преодоление гравитации.
Какой алкоголь предпочитаешь?
У меня особых предпочтений нет. Наверно, Galliano, потому он настоящий и его не подделывают до сих пор. Это странно, уже могли бы начать. Проходимость маленькая, наверно, поэтому смысла подделывать нет. Однако этот ликер есть почти в каждом баре.
Сергей, благодарю за интервью.
Cпециально для Whisky Rooms J.Смолян
➜ Читать полную версию сайта