Представляем вашему вниманию интервью с музыкантом, композитором, аранжировщиком и педагогом Иосифом Левитисом.
Как получилось, что ты уехал в США?
В 16 лет я уехал туда учится, причём совсем не музыке. До этого я учился в художественной школе при Академии художеств в Питере и 7 лет и двигался в этом направлении. С маминой стороны у меня в семье все художники, иллюстраторы, графики и архитекторы. Мой прадед - Михаил Александрович Туркус, известный архитектор, который всю жизнь преподавал в МАРХи, почти все наши крупные современные архитекторы у него учились. А мой папа был 20 лет главным раввином Ленинграда. И в 91-ом году я уехал в Штаты в раввинский колледж в Мэрилэнде - собирался следовать по жизни папиному направлению. Я проучился какое-то время, но понял, что это не совсем то, что я ожидал.
Два года и потом ещё полтора.
Так долго думал?
У меня не очень много вариантов было потому, что я жил там по студенческой визе, и мои размышления были связаны с тем, куда я денусь, если не буду учиться.
Уехать обратно не хотелось?
Совершенно точно, что не было в планах там оставаться. Я случайно застрял там на 15 лет. Думал, что отучусь, получу бакалавра теософских наук, раввинский диплом - это 5-7 лет обучения - и поеду обратно. Но в итоге, я из колледжа ушёл и решил продолжить обучение во Французском кулинарном Институте. Это очень известная кулинарная школа в Штатах. Её шеф Жак Пепин - повар, который создал первый в мире телевизионный канал про еду. Туда приезжали учиться со всего мира, а в ресторане при школе было забронировано всё на месяц вперёд.
В каком городе?
Это уже в Нью-Йорке. Было три варианта обучения - полгода, полтора и три. У меня не было столько времени, поэтому я учился полный день. Классы начинались в 7 утра и длились до середины дня, а потом я ещё там оставался работать в ресторане, чтобы сразу опыт приобретать. Настоящая поварская работа очень тяжёлая. Мы приходили в 6-7 утра, заканчивали в 1-2 ночи, ещё нужно доехать домой и поспать хотя бы пару часов. Времени ни на что нет, выходные только в понедельник.
В ресторане при школе музыканты выступали?
Никогда. Во французских кафе, бистро или клубах такое возможно. В классических же ресторанах никакой музыки быть не может. Это считается моветон.
Была стипендия?
В раввинском колледже обучение было бесплатным и была стипендия. Для кулинарной школы я брал кредит. Полгода там проучился и начал работать в ресторанах, в том числе при Ритц-Карлтон, например.
Какое направление кухни выбрал?
Там такого не было. Это французская кухня, она интернациональная. И это методология. Вся современная кухня или французская, или китайская - я про само устройство или, так называемый, мизанплас. Это общее понятие организации кухни.
Какое направление нравилось больше?
Не было такого. Направление “чистить картошку”. Повар делает всё: и подметает, и моет. 99% работы повара - это заготовки. Если нет заготовок - нет плана, если нет плана - у вас хаос и бардак на кухне. Творчество происходит для повара один раз за историю ресторана - когда создаётся меню. Всё, что показывают в кино и тв, как повар разбрасывает руками икру и всё такое, это всё бред полный, это не так работает. Точнее, это так не работает. Дальше начинается работа - приготовить максимально хорошую еду и положить её на тарелку. Это только кажется, что просто, но это не так. Еда должна быть одинаковой каждый раз, должно быть идеально одинаково. Поэтому все нормальные рестораны стараются удерживать поваров в команде.
А в чём тогда работа музыканта?
Прийти вовремя.
Когда ты начал заниматься музыкой?
Ещё в колледже. Мой сосед по комнате был профессиональным музыкантом, а я параллельно занимался тайским боксом. У нас был с ним такой эксчендж в обучении. Вместе с работой в ресторанах я начал играть в группах. В какой-то момент я понял, что так хочу заниматься на гитаре, что не могу больше работать поваром. Учиться где-то профессионально музыке сначала не стремился. Я думал, что обучение меня испортит, что это может погубить мой стиль. Это очень смешно мне теперь. Тем не менее, я очень много занимался и как-то мой родственник сказал, глядя на меня играющего иногда по 16 часов в день, что я занимаюсь не тем и что нужно пойти учиться профессионально. Я подумал и, логически поразмыслив, решил заняться классикой гитары. Посмотрел телефонный справочник yellow pages и случайно выбрал великолепного преподавателя Арона Ширера в Bridge Caldro Music School. Его книги у нас перепечатываются до сих пор и, к сожалению, чаще всего беспардонно цитируются без указания авторства, но ним обучаются почти все. Это выдающийся классический гитарист и теоретик. Он, кстати, ученик Сиговии, величайшего испанского классического гитариста, который, что удивительно, практически самоучка. Когда у вас есть правильная линия передачи в обучении, можно избежать кучу всякого нонсенса. который точно не пригодится. Полгода я у него прозанимался, но было ощущение, что не совсем моё, я хотел научиться импровизировать, играть джаз, блюз, фанк. Опять через yellow pages нашел American Institute of Guitar на Манхэттене. Меня прослушали и опять повезло. Меня отправили прямо к Питеру Мааза - одному из лучших преподавателей в Северной Америке. После окончания школы получил диплом и ещё примерно год у него дополнительно занимался.
Какой порядок цен тогда был на занятия у такого уровня преподавателей?
Долларов 30-50 в рамках обучения в Институте или Школе. Долларов 80 - частным образом. Немного выше среднего, в целом. Я начал зарабатывать на обучение, играя в группах. Так изучал разные стили. Дополнительно первые два года я продавал у одного индуса индийские украшения и всякие русские штуки. В Нью-Йорке есть Мэдисон сквер гарден, под которым - площадь, оттуда отходят все автобусы и поезда. Там есть огромный зал ожидания и небольшие магазинчики, в которых торговали всякой всячиной. Вот там работал. Ещё в пекарне и аптеке. Это и оплачивало моё обучение. Поваром на полставки невозможно работать и я зарабатывал там, где у меня было время заниматься и где можно было делать какие-то задачи по гитаре и гармонии в свободное время. Так сложилось, что довольно быстро сам начал преподавать. После института занимался уже только музыкой - преподаванием, записями как сессионный музыкант на студиях, одно время работал радиоведущим, играл в разных кавер-бэндах top forty - всё, что популярно.
Что с авторскими правами на песни тогда было в США?
Не было там никогда такого. За исполнение в барах никто никаких авторских не платил. Может быть, что-то сейчас поменялось, не знаю.
Как относишься к исполнению под фонограмму?
Категорически против, это подделка. Если лень репетировать и работать над аранжировкой, то лучше вообще музыкой не заниматься. Я не отрицаю электронную составляющую как фактуру, которую можно использовать. Выступление под фонограмму - это позор.
Какая была первая гитара?
Мой папа, когда приезжал навестить меня, купил на блошином рынке за пять долларов ямаху, в которой было 16 дырок в корпусе, а вместо колков какие то гвозди прикручены. Не инструмент, но я на нем играл.
Твой папа решил что ты всё равно скоро забросишь?
Мне было неудобно просить что-то дорогое и я попросил первое, что увидел дешёвое.
Сохранилась?
Нет. Отдал кому-то.
Сколько на ней проиграл?
Года два. Потом мне подарили тоже кошмарную вторую гитару, причем советскую - кто-то привёз из России. Мой преподаватель по гитаре не поверил сначала, что на “этом” можно играть.
Сейчас какая у тебя гитара или гитары?
Я не коллекционирую инструменты, поэтому у меня только необходимое: Гитара электро/акустическая для фламенко и такая же для классики, электро Гитара для эстрадной музыки, цыганская Гитара для цыганского джаза, два укулеле, банджо и две басс-Гитары, ещё одна акустика для кантри и прочего и, наконец, маленькая походная Гитара. Вот такой необходимый минимум.
Какая музыка, какой стиль тебе ближе всего?
Хорошая, качественно сыгранная музыка, неважно, в каком стиле. Моя основа - импровизация.
Когда ты начал писать свою музыку?
Примерно с 2002 года. В этом же году вышел мой первый сольный альбом гитарной музыки в Нью-Йорке на местном небольшом лейбле.
Что было потом?
Потом я познакомился со своей первой женой. Она тоже музыкант - пианистка, певица и автор музыки. Переехал в Чикаго. Мы гастролировали по всей стране. В Чикаго же начал преподавать в Chicago Old Town School of Folk music, основном музыкальном учебном заведении города, и в пригороде в двух небольших школах в LaGrange music school и Willing music centre. Параллельно мы открыли клуб Скицо, в котором проходили выставки, концерты и ежегодные фестивали. В Чикаго очень большая русская община. Много работал как сессионный музыкант со студией Paragon Music Studio. На студии же познакомился с Аланом Лэйком. Это известный перкуссионист, который принимал участие в нескольких альбомах Мадонны, сотрудничал с Жан-Люком Понти, Эл Ди Меолой, со Стеном Гетцем. С ним был совместный проект, и он же немного позже познакомил меня с Иэном МакДоналдом, участником групп “King Crimson” и “Foreigner”. Мне посчастливилось с ними придумывать и писать музыку. Было много интересных коллабораций.
У многих музыкантов в России есть мечта - уехать учиться в Америку в Беркли. Что скажешь по поводу обучения в этой школе?
Это очень слабая школа. Во всех отношениях. Это высасывание денег. Раскрученное имя, для чего специально приглашали известных музыкантов. В Америке все знают, что Беркли - это не так круто и есть гораздо лучше школы. Бруклинская консерватория, например. По современной импровизационной музыке там обучение очень сильное. Или Манхэттен Скул Мьюзик - там точно лучше образование. В Беркли хорошо одно - там высокая соревновательность и вас держат в тонусе, но для некоторых людей это плохо, они не соревновательны, а музыканты великолепные. Ну и зачем ему это нужно? Он лучше пойдёт школу при Джонс Хопкинс Юниверсити и получит там без всякого напряга прекрасное образование.
Как получилось, что ты вернулся в Россию?
В 2006-ом году я приехал в Россию и не захотел ехать обратно. Меня как примагнитило. Я развёлся и остался здесь, не хотел жить в Штатах. Ещё до переезда в Чикаго я хотел уехать вообще из Штатов, но думал, что уеду в Азию, потому что всегда интересовался Китаем и восточными единоборствами. Музыканты с европейским образованием там очень востребованы. Вообще, в США у меня всё было отлично: много учеников, отличные заработки, что нетипично, потому что там музыканты зарабатывают так же плохо в среднем, как здесь. У меня же было всё отлично. Все, кто меня знал, были удивлены, когда я переехал из Нью-Йорка в Чикаго, и ещё больше, когда уехал из Америки. Да и в Москве у меня как-то сразу началась деятельность - я смог реализовать свой инструментальный проект в той форме, в которой больше не мог нигде это сделать, собрал группу и записывал альбомы, которые выходили здесь на лейблах, продавались, о них писали и мы могли выступать. Мне, по-большому счёту, популярность не интересна. Важно, чтобы издавалось, и я мог играть и выступать.
Как происходит процесс сочинительства?
По-разному. Иногда есть некая конкретная задача - например, музыка к кино или рекламе, где больше исследования необходимой стилистики для данного формата и интеллектуальной работы. Когда речь идёт о сочинении музыки для собственного исполнения, то тут доминируют чувства и желания. Оба процесса схожи в том, что мелодия и гармония в основе своей зарождаются сразу же в голове и потом уже переносятся на инструмент и в ноты.
Сколько у тебя сольных альбомов и как они называются?
Несколько альбомов вышло в Штатах, в разных составах. К сожалению, в интернете я их найти не смог, потому что это было записано и опубликовано до широкого распространения интернет-сервисов. В России на лейбле Навигатор вышел альбом Sundown on Santorini, Gigolos day off, и на Мелодии вышел двойной альбом Детских песен “Поющая фасоль”, где 36 песен из 175 написанных для одноимённой детской передачи.
На каких инструментах кроме гитары играешь?
Я меня был такой период, когда я перестал играть на гитаре. Я столько лет занимался по много часов в день и в определённый момент меня как отрубило. Я не перестал преподавать, но решил, что должен заняться чем-то ещё, чтобы продолжать заниматься музыкой и стал заниматься на кахоне, джембе и разобрался с фортепиано. Мне это пригодилось очень, когда я начал писать музыку для детского телевидения.
Твоё участие в образовательном проекте для детей на телевидении - расскажи об этом.
Был такой канал Бибигон, который потом стал частью Карусели. И там была серия передач для детей Поющая фасоль и меня пригласили поучаствовать в её придумывании, написании сценария и музыки, а потом я ещё и небольшую роль там исполнил. Я был в роли гриба, в шляпе и с гитарой. Это 5 сезонов про музыку танцы театр и цирк. Всего 175 песен для 175 передач. И мне дали полный карт-бланш в написании музыки. Такого удовольствия я никогда не получал, не было ни одного музыкального хода, который я бы там не использовал, проверил там все гармонические ходы, которые я хотел проверить. Слова написал замечательный поэт Михаил Палатник, Лев Ростоцкий делал аранжировки. Вышло два альбома на Мелодии. Забавно, что меня какое-то время дети узнавали на улице: “Маэстро, маэстро, это он!”.
Какие в детстве были яркие музыкальное впечатление?
В 6 лет я попал на первый концерт группы Аквариум в Ленинграде. Потом помню меня бабушка водила на Евгения Онегина и я с собой взял на всякий случай пистолет - я знал сценарий и собирался защищать Ленского.
Бабушка знала?
Бабушка не знала, что я туда пистолет пронёс. Потом - последнее выступление Майка Науменко с Аквариумом. Они вместе вышли на одну песню. Я в детстве обожал группу Джетро Талл и как-то шёл по улице Нью-Йорка и вдруг увидел надпись на афише Jethro Tull. Я даже не знал, что они ещё существуют. Их, конечно, нужно слушать только живьём. Запись - это жалкое подобие, они на концерте транслируют нереальную энергетику. Сейчас очень мало групп, которые умеют выступать живьём. Многоканальная студийная запись всё упростила. Многие известные группы на концертах выступаю плохо, потому что в студии можно всё исправить. Старые же группы прошли через другую школу, когда запись стоила очень дорого, времени на запись мало, много репетиций, чтобы записаться. Без репетиций играть никогда не получится, это всё сказки.
Как преподаватель музыки как обычно объясняешь ученикам что такое swing?
В музыке ритм первичен, инстинктивно ритм мы все понимаем. Мелодия - это сложно и требует некоего музыкального внимания. Сердце бьётся в ритме шаффла, а свинг - это быстрый шаффл. Есть два понятия относительно свинга. Одно - ритмика, другое - музыкальный стиль. Это нужно разделять.
Умение свинговать, синкопировать и играть не в сильную долю переносимо в любой стиль. И есть целая эра свинга - это и стиль музыки, и стиль танца, и стиль одежды, стиль жизни. Как музыкальный стиль, свинг вышел из госпела, церковного пения. Европейская музыка исполняется ритмически ровно. Афроамериканцам вообще не свойственно это, им в первую долю сложно даже попасть. В Африке почти нет гармонических инструментов, но есть ритм, который наложился на европейский госпел и фолковые мотивы. Афроамериканцы впитали, адаптировали это и положили на свою ритмику. Африканские ритмы без явных гармонических изменений наиболее полно сохранились в дельта блюзе. Это, например, такие исполнители, как Howlin’ Wolf и Blind Willie Johnson.
Вообще, способов синкопирования много разных. Например, ирландские танцы - это двенадцать восьмых и триольное звучание. Те же 12/8 в испанском прочтении деляться на три, три, два, два, два. В свинге оттягивают назад, здесь же толкают вперёд.
Когда вы слушаете хорошую музыку, вам не нужно думать, насколько правильно музыкант синкопирует, вам становится хорошо. Если вы начинаете задумываться, почему хорошо, значит, что-то не так.
У многих членов клуба есть дети. Куда посоветуешь отдать ребёнка учиться музыке и игре на гитаре?
Детей можно заниматься гитарой с 5-6 лет, иногда даже с 4-ёх. Ошибочно полагают, что обучать гитаре можно только с 10-12 лет и по этой причине большинство музыкальных школ не берут столь юных учеников. Мой опыт говорит, что чем раньше, тем лучше. Несомненно, ребёнок 4-6 лет не сможет играть сложные произведения и больше будет заниматься координационными упражнениями, зато к 7-9 годам он уже будет играть лучше 10-12 летних, только что начавших и при правильном подходе эта фора сохранится и дальше.
Как ты набираешь учеников? Как можно начать обучение у тебя?
Созвонится и назначить пробное занятие. Я занимаюсь с учениками любого возраста - от 4-5 лет и без ограничений. Самому возрастному моему ученику 82 года.
Как относишься к виски?
Очень редко пью алкоголь, но если что-то пью, то это виски.
Какие предпочтения, какой покупаешь?
Мне мои ученики дарят, они знают, что я люблю виски. Кстати, когда-то я чуть не стал членом клана, когда был в одном шаге от свадьбы с девушкой из Шотландии - там, чтобы жениться, нужно стать кланзменом. Она знала, что мне нравится виски и привозила мне тот, который они делают для семьи. Там несколько семей живут в большом доме, они все родственники и в подвале у них обязательно бочки и бутылки без маркировки, в которые они наливают превосходный виски.
Иосиф, благодарю за интервью.
Связаться с Иосифом можно через его профиль в Инстаграм, Фэйсбук или по телефону +7 903 713-60-40
Фото Вероники Дорофеевой
Cпециально для Whisky Rooms J.Смолян
➜ Читать полную версию сайта