В рубрике Jazz Room - интервью с удивительным музыкантом, который сочиняет и исполняет красивую и современную музыку для такого редкого инструмента на концертных площадках, как балалайка.
Дима, расскажи откуда твои корни?
Родился я в Москве. Раннее детство провёл на Валдае. У нас там был охотничий дом в глуши на Валдайской возвышенности в деревне Усадье. Название Усадье связано с тем, что деревня усажена между холмами, покрытыми лесом, а внизу речка течёт, Мда называется. Дома там по 200-300 лет, старые, на камнях стоят, бревенчатые, как в сказке. Единственные блага цивилизации - электричество. Это самое счастливое мое время. Там я зажёг первую спичку, поймал первую рыбу, полюбил Природу. В деревне детей не было, и я научился быть самодостаточным и счастливым. Я по дням помню детство на Валдае. Это время повлияло на моё мировоззрение.
Кто твои родители?
Отец - учёный, главный конструктор, академик, занимался уникальным приборостроением, работал в ЦКБ. Он разрабатывал приборы для космоса и медицины. Мама экономист и домохозяйка. У моих родителей это была вторая семья, поэтому я поздний ребенок. Родители с музыкой никак не связаны, но у мамы абсолютный слух. У нас было пианино и она сама что-то подбирала к песням, очень хорошо поёт. Говорят, что мой дед по линией мамы играл на мандолине. Его расстреляли в 1938-ом, он был не последний человек на заводе в Москве. На одном из собраний высказал что-то не то и его забрали. Матери было года полтора. Когда его забирали, он сказал семье, что скоро вернется и что это какое-то недоразумение. Больше его не увидели. Моя бабушка всю жизнь пыталась его найти. Еще до войны устроилась в прокуратуру, таскала тяжеленные папки с делами, пытаясь найти хоть какую-нибудь информацию. Его дело мы получили только в 1991-ом году. Оказалось, что расстреляли его почти сразу, как забрали, через два месяца. После ареста бабушку и мою маму выселили из квартиры и они жили во дворе, чем могли им помогали соседи. Потом их переселили в барак без отопления. Бабушка шила на дому и параллельно работала в прокуратуре. Во время войны они остались в Москве.
Дед по отцу работал в МИДе, погиб во время войны в 1943 году. Он не был военным, пошёл добровольцем и погиб на Курской дуге. Он считается без вести пропавшим. На Смоленке в МИДе при входе есть стена, на которой выбиты имена всех, кто погиб. Там есть имя - Ульянов Пётр Петрович, это мой дед.
Как получилось, что стал заниматься игрой на балалайке?
Из-за того, что я был шабутной, меня отдали в музыкальную школу и в спорт, чтобы я поменьше хулиганил. В музыкальную школу им.С.В.Рахманинова меня отдавали сначала на фортепиано, но так получилось, что я попал в класс балалайки. С учителем мне повезло. Многое зависит от учителя, как относится к ученику, и нужен пример, чтобы привить любовь к инструменту. Позже я даже стал солистом муз. школы. А в спорте выбрал акробатику. Вообще, мне было всё интересно и всё получалось. С 8 лет отец меня приучал к труду и не отпускал никогда гулять, пока не сделаю дело. Вообще, я был очень любопытный, мне всё было интересно.
По спорту занимался сначала акробатикой, а потом в 10 лет сам записался в секцию самбо. В то время спорт стал для меня на первое место, хотя я не оставлял занятий на балалайке. Позже я получил серьёзную травму, и спорт для меня надолго стал закрытой темой. Это изменило мою жизнь на 180 градусов. В 12 лет я закончил музыкальную школу им. Рахманинова, отучившись вместо 7 лет 5 с половиной, это был экспериментальный курс. Мне без экзаменов предложили поступить в Гнесинку, но когда я туда пришёл, увидел, что в классе все сильно старше меня, переходный возраст, я всю эту историю знаю хорошо по пионерским лагерям, поэтому я отказался от Гнесинки, хотя учитель меня уговаривал.
И тут наступает 1991-ый год. В это время мои родители уже вышли на пенсию, нужно было как-то выживать. В 14 лет я уже подрабатывал. Летом с отцом мы занимались фермерством во Владимирской области, сажали картошку и продавали её соседям. Бедность была “жёсткая”. И с 93-го года я поменял очень много профессий, брался за любую работу, кем только не работал, даже пастухом. Но так или иначе с музыкой всегда был связан - писал песни, играл на гитаре и бас-гитаре, барабанах в разных группах.
Высшее образование у тебя, в итоге, не музыкальное?
После школы сначала был химический машиностроительный институт, отучился года два, но потом перешёл в МАМИ, потому что там было заочное отделение, нужно было работать. Не знал, кем стану. Думал, что может быть инженером, даже прошёл практику в автосервисе и дошёл до помощника мастера. Цель в 90-ых была заработать денег. Из музыкального образования у меня муз. школа им. С.В.Рахманинова (Москва). Но после обучения я иногда приезжал к учителю просто поиграть с ним. В данный момент самообучение.
1998-ой год стал последним, когда работал на кого-то. В 99--ом открыл сеть розничных магазинов на Савёловском рынке, продавали диски. Занимался этим лет шесть. Тогда первый раз попал за границу, с деньгами было всё неплохо. Но развития в этом не было, можно было только расширяться. Я понял, что начинаю деградировать. В итоге, в 2006-ом я продал бизнес и решил вернуться в музыку. Уехал в деревню, восстановил дом, чтобы можно было жить и занимался игрой на балалайке. Музыка вечна, ты всегда развиваешься и познание нового в ней безгранично.
Какое самое яркое детское музыкальное воспоминание?
Первое самое яркое музыкальное впечатление от прослушивания музыки - игра учителя на балалайке. И конечно, выступление перед тремя тысячами солдат в Подмосковье, когда я был солистом от музыкальной школы. Мне было лет 9, мы с моим учителем играли дуэтом. Очень благодарная публика, тепло приняли, устроили овации.
Балалайка исключительно народный инструмент? Миф о том, что балалайка - это частушки, печка, шапка-ушанка.
Корни оттуда, но она уже больше 100 лет развивается как академический инструмент, как гитара и скрипка в своё время. У народной и академической балалайка разные строй и струны. В.В. Андреев (1861-1918) из народного инструмента сделал академический. Многие классики писали для балалайки - П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие. У скрипки и гитары не было запретов и они постоянно развивались. Балалайка же была в своё время под запретом. Сейчас в России мощная классическая школа в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале, также Киевская.
Получается, что некому в России народный инструмент развивать?
Есть, но мало кто творит.
Кто сейчас пишет музыку для балалайки в России? Есть авторы, кроме тебя?
Есть, но их единицы. Моя музыка - это моя история, рассказанная через мелодию - у меня классический подход. В моей музыке мои переживания, природа, впечатления от путешествий. Это очень вдохновляет для творчества, ничего не отвлекает, ты находишься сам по себе во вселенной. Путешествия очень помогают. Иногда что-то приходит во время джема с музыкантами. Хотя в последнее время это редкость. Если ты не хочешь или просто ленишься, нужно себя заставлять. Ты должен чувствовать дискомфорт от того, что долго не занимался. Организм должен сам требовать взять в руки инструмент.
Нужна смелость быть одиноким. Откуда твоя смелость? Сообщество критиков достаточно жёсткое, если не жестокое. Многие ломаются на этом этапе.
Я с детства приучился и могу быть одиноким, как тогда в детстве на Валдае. Мне не нужно чье-то одобрение. Когда ты занимаешься творчеством, нужно одиночество, чтобы ничего не отвлекало. Я, наверное, смог бы даже в тайге один жить.
Придумать что-то - это одно, а продвинуть и предложить публике - это совсем другая работа.
Если хоть одному человеку нравится моя музыка, я уже счастлив. Бывает, говорят, что я какие-то гитарные приёмы, не балалечные, использую, но я к этому нормально отношусь. По поводу продвижения - мы с группой участвуем в конкурсах, фестивалях и т.д.
Ты говорил, что участвуешь в городских и муниципальных мероприятиях. Министерстве культуры приглашает на выступления?
У нас так система построена, что там выбирают только тех музыкантов, кто гарантированно приносит деньги. Попса, прежде всего. Моя музыка другая, и я пропагандирую её, как могу.
Получается, что Министерство культуры зарабатывает деньги? Тогда это не Министерство культуры, а какая-то другая организация.
Наша группа получила звание ” Московский городской творческий коллектив г. Москвы” в 2019 году, оно дается на 3 года. Мы прошли конкурс, потом прослушивание, выступили в московском Манеже, потом нам дали свидетельство. Мы тогда подумали, что город даст нам возможность выступать. В этом году заканчивается звание - ни одного предложения. Я вообще не вижу от Министерства культуры какого-то развития, потому то всё построено на деньгах и на связях. Это в России так. Если оценят после смерти, то, может быть, детям хоть что-то останется.
Что нужно, чтобы появилась поддержка Министерства культуры?
Понимаешь, я не от училища, не от консерватории, не от института - я из народа. Министерству культуры сложно поддерживать таких исполнителей, хотя мы получаем их награды. У нашего коллектива целая стопка дипломов,грамот и благодарностей. Помнишь фильм с Абдуловым “Гений”? Там главный персонаж, учёный обклеил туалет авторскими свидетельствами. Но каждое такое свидетельство - это большой труд. Тоже самое у нас. Конечно, если бы я зарабатывал только музыкой, я бы больше развивался и занимался. Но мне приходиться заниматься разными делами. Отец приучил к труду, я не пропаду. Но, конечно, я хочу заниматься только музыкой. Причём своей музыкой. Многие предлагают играть кавера, но я соглашаюсь редко. Это не моё.
То есть, собрать трио балалаек и грянуть Металлику не хочешь?
Это не совсем искусство, точнее, это искусство шоу. Я могу сделать обработку какой-нибудь песни, сыграть музыку известных композиторов, но хочется, чтобы меня оценили как личность именно через мою музыку. Не хочу быть ни на кого похожим. Хочу делать свою музыку, она у меня и лучше получается. Но в России очень сложно так жить.
Недавно в Москву приезжал пианист Фрэнк МакКомб и в интервью какому-то изданию он сказал: “Такое ощущение, как будто современную музыку просеяли сквозь решето, отделив душу”.
Сейчас всё построено на деньгах. Нет просвещения и образования, в том числе, и музыкального. Как живёт страна: проснулся, пошёл на работу, выпил, послушал попсы. Поп- музыка - это просто и понятно. Но если бы ввели обязательным музыкальное образование, многое бы изменилось. Джаз слушают мало, потому что его не понимают, а чтобы понимать, нужно развивать мозг с детства. Я ведь играю не джаз, моя музыка мелодична, но и она не востребована. Ни гусли, не балалайка не нужны в России. В Канаде, Америке и Японии больше заинтересованы. И если что-то менять, нужно конечно, начинать с образования детей.
Скоро не останется тех, кто может передавать. Новое поколение учителей выросло уже далеко в постсоветском пространстве и уже на попсятине, не помнит советские корни, дедов, которые воевали, и нет той школы, которая была до развала страны.
Я оптимист.
Тот же Фрэнк МакКомб сказал: “Теперь можно быть более самостоятельным музыкантом чем раньше. Все знания в свободном доступе, и технологии делают некоторых музыкантов ленивыми”. И ещё вот этот шквал предложений в интернете с предложением научить играть или петь за два часа пользуются популярностью.
Да, теперь все стали музыкантами. Теперь это легко. Но нет плохого инструмента, есть плохой музыкант. Нужно уединяться и играть, чтобы то, что идёт от твоих пальцев в реальность, тебе нравилось. Только за счёт эффектов и примочек музыки не получится.
Откуда в тебе способность творить?
У каждого человека есть способность к творчеству, но развить ее можно только научившись трудиться.
Как пишется музыка?
Даже если в голову ничего не приходит, нужно взять в руки инструмент и зажать несколько нот. Потом появится выбор - прямо, направо, налево, как в сказке. Дальше ищешь, и важно, чтобы тебе нравилось то, что получается.
Ты не про политику сейчас? Шучу. Кстати, ты же в сознательном возрасте застал Советский Союз. Такая у тебя судьба семейная тяжёлая, а такая лёгкая у тебя получилась композиция “Советская”. Какая история у этой песни?
Есть композиции, которые по 2-3 года пишутся, а “Советскую”, кстати, я написал минут за 40. Это похоже на времена Гайдая “А я иду шагаю по Москве” - солнечно. Несмотря ни на что, о Советском союзе воспоминания позитивные, для меня больше плюсов было тогда, чем та структура, которая сейчас. Сейчас ростовщичество и монетаризм всем рулит, а человек с 2-3 высшими образованиями нищий. Большинство людей чувствуют себя обиженными на всю эту систему, потому что чувствуют несправедливость.
30 лет после развала СССР мы искали русскую идею и заменили эту идею самим поиском.
Да, сейчас нет идеи. Мы со стыдом отрезали когда-то советское прошлое и стали даже хорошее прошлое называть совком. У человека, который ненавидит своё прошлое, нет будущего. И у страны тоже.
Что сделать, чтобы Министерство культуры отвлеклось от прямых продаж?
Есть два типа людей, идущих во власть. Одни психически не очень нормальные, идут во власть ради власти. Нормальному адекватному человеку власть не нужна. Можно сказать, что это эгоизм в высшей степени. И есть патриоты, но у них редко есть шансы что-то изменить. Гнетущие тяжёлые ситуации по историческому опыту может исправить только война, люди становятся больше похожи на людей. Или кризис, при котором человек теряет многие материальные блага и власть. Тогда он приходит в себя, спадает личина высокомерия и человек начинает замечать простых людей вокруг. Раньше это сдерживала религия, сейчас к ней доверия меньше. Пока есть люди, которые желают только власть, ничего не измениться.
Но это же природа человека. Значит, не измениться никогда.
Это животная природа. Человек может достичь большего культурного уровня.
“Огонь, вода и медные трубы”, и вот медные трубы - самое трудное испытание для человека.
Я когда-то продал бизнес, потому что не было развития. Я тогда стал жёстким человеком, были деньги и я обеспеченнее жил, чем сейчас, уж точно. Но я чувствовал, что я что-то делаю неправильное, через себя переступаю, становлюсь другим человеком. Многие выбирают этот путь, берут от жизни всё здесь и сейчас. И я не понимаю почему? - если бы мы жили по тысяче лет хотя бы, но жизнь - это мгновение. Речь не о религиозности, а о вере внутри.
Приобрести веру - это стать сильным. Государству это не очень выгодно.
Глупо думать, что люди появились в силу какой-то случайности. Мы всё-таки клетка, которая хочет развиваться. Почему люди рождаются и не помнят, что было с душой раньше? Жизнь была бы совсем другой, если бы мы помнили. Значит, это для чего-то нужно. Может быть, для испытания, которое мы должны пройти. Но люди живут для того, чтобы было комфортно телу, а о душе забывают. Хапать здесь и сейчас, толкать локтями - это отсутствие веры.
Главный вопрос - почему творчество так необходимо человеку?
Потому что творчество - это развитие души. Можно быть плотником и творить, не обязательно быть музыкантом. Нам даны тело и руки в этой жизни. В этом мире ты можешь передвигаться в пространстве физически и создавать что-то из предметов и идей. И когда ты развиваешься, душа развивается. В нас заложена любовь к гармонии и красоте, а не к хаосу. Мы группируем что-то в пространстве и если человек не развивается, он начинает жить как животное, которому это не дано, и начинает жить одним днем и думать, что хапнуть побольше - это и есть лучшее благо.
Состояние диалога с душой - это точечные какие-то моменты. Как понять в себе почувствовать, что ты прикоснулся к этой гармонии к диалогу с душой?
Счастье и, как следствие, отсутствие страха. Мы рождаемся и умираем в одиночестве. Для чего мы рождаемся - получить информацию, развить её и перейти на другой уровень. Каждый человек - творец. Первое, что нужно, это труд, нужно научить себя трудиться. Просто так ничего не бывает. Нужно отдать силы, эмоции, чтобы получить радость взамен.
Правда, что у твоей балалайки есть имя?
Да, Аксинья. Есть такая традиция у мастеров, которые делают балалайки.
Сколько всего таких мастеров?
20-30 мастеров на весь мир.
Когда планируешь запись следующего альбома?
Когда я буду готов.
Специально для Whisky Rooms J.Смолян