TEFRA-AUDIO - российская компания-производитель акустических систем, новейшие разработки которой были представлены публике только в сентябре этого года и уже заявили о себе как о вершине качества звука. Это революционный продукт, работающий по другим принципам, где вместо классического диффузора используется генератор волн и тончайшая мембрана по новейшей технологии DPK Transverse Sound Technology. Физику процесса можно сравнить с землетрясением, а саму акустическую систему с музыкальным инструментом. Беседуем с генеральным и техническим директорами Tefra-Audio Юрием Митюниным и Ильёй Денисенко.
В чём концепция акустических систем Tefra?
Илья Денисенко (И.Д.) Если относиться к ней, как к продукту, то да - это акустические системы, но, по сути, это музыкальный инструмент. Это более точное определение, потому что каждая мембрана, на которой возникают резонансы со своими особенностями и своей определённой технологической структурой, и, соответственно, каждая мембрана имеет свой собственный голос, где мы можем выразить те или иные детали, подчеркнуть их или, наоборот, скрыть. В принципе, мы уже подошли к такому понимаю, что мембрана - это часть того, что мы потом, в итоге, слышим, она сродни резонансной деке скрипки, виолончели, гитары, рояля. Если представить себе такую ситуацию, что мы из акустической гитары сняли деку, то звука не будет, только хруст. С помощью мембраны мы создаём объём и получаем оппозитную пару и резонанс, который начинает двигать молекулы воздуха в хаотичном порядке. Мембрана - это резонатор и, фактически, голос. Также можно провести параллель с поведением музыкального инструмента в помещении и на улице, оно разное. И более того, она звучит точно так же сферически - как гитара звучит вокруг нас, так и мембрана. Это и есть принципиальное отличие от классических акустических систем.
Поршневой динамик - это то, что было с нами 70 лет и ничего радикально не менялось. Самая главная проблема остается нерешенной - это ограничения, накладываемые конструкцией традиционных динамиков. Современные акустические системы - это набор компромиссов. О динамиках мы знаем уже всё, их достоинства и проблемы, и, находя компромиссы и пользуясь в современном мире диджитал саунд процессингом, мы как-то пытаемся что-то из них продолжать извлекать. Но сама по себе физика дошла уже до какого-то определённого потолка, это уже тупиковый путь и дальше ничего не будет улучшаться. Самое главное, что мы не можем изготавливать динамики из одного определённого материала. Это проблема, которая говорит о том, что мы никогда с высокой точностью не сможем изобразить инструмент. Даже человек, не обладающий особенным слухом и не профессионал, всегда отличит живой голос от голоса, который звучит через динамик. Поведение мембраны повторяет поведение инструмента, а динамик этого не делает, он работает направленно, особенно что касается смешанного сигнала в классических системах. Мы делали эксперимент со струнным квартетом, который находился в помещении, и записывали стереопару. Потом попеременно играл оркестр и включалась запись, воспроизводимая нашей акустической системой. Разницу перестаёшь понимать, её нет.
Поведение мембраны ближе к природе звука голоса или инструмента и повторяет их свойства за счёт того, что изначально создаётся резонанс. В инструменте - это струна, с помощью которой создаётся механически резонанс, который заставляет резонировать деку. В нашем случае электродинамический привод, прикреплённый к мембране, заставляет её выполнять те же движения. Мембрана копирует частоту волны, издаваемой инструментом или голосом.
Из динамических систем что на данный момент является вершиной качества?
И.Д. Основная задача - предоставить слушателю комфортные условия прослушивания, и я бы отдал предпочтение рупорным системам. Dynacord, например. В 70-80-ых годах рупорные системы были, наверное, самым удачным решением, со своими особенностями, но с точки зрения дальнобойности, давления и равномерности, всё-таки, отдаю предпочтение именно им. Линейный массив, по своей сути, коммерческий ход для зарабатывания денег, но то, что любой линейный массив переиграет рупорная система, я могу совершенно точно утверждать.
Какая принципиальная разница динамиков и рупорных систем?
И.Д. Рупорная система - это динамик, нагруженный рупором. В 70-ые годы среднечастотные динамики нагружали огромным рупором, а сейчас это всё уменьшили. Сейчас купить нужно больше и всё это собрать, для управления всем нужен саунд-процессинг. Но чем больше у нас источников излучателей, тем больше фазовых и временных проблем. Задача линейного массива обеспечить равномерное распределение звука в помещении, но, всё равно, мы не получаем той равномерности, которая нужна и получаем в нагрузку много дополнительных проблем. Но повторюсь, рупорная система уберёт линейный массив без всяких вопросов.
Юрий Митюнин (Ю.М.) В конце 19-ого века первой конструкцией была именно рупорная система. В 70-ых годах усовершенствовали то, что в 19-ом веке изобрели. Кстати, на постоянные магниты перешли только 50 лет назад. История какая: сначала появился динамик, который поместили в рупор, позже попробовали его вставить в открытый деревянный излучатель, появился объём и более натуральное звучание, потом поместили динамик в открытый ящик и поняли, что звук ещё качественнее. И только в 1954 году сделали первый закрытый ящик. От момента изобретения динамика до появления классических колонок прошло 70 лет. Потом появились фазоинверторы. Было много экспериментов. Сейчас, на мой взгляд, эволюция этих систем достигла потолка.
И.Д. Как бы мы не старались разбивать системы по диапазону на несколько полос, не нужно забывать что, так или иначе, упомянутый корпус с фазоинвертором, с одной стороны, даёт возможность обойти акустическое замыкание, но при этом нужно понимать, что любая коробка настроена на какую-то частоту резонанса. Много раз обращал внимание на это: у меня в студии сабвуфер настроен на 50 Гц и, к моему жуткому расстройству, если в фонограмме или песне, которую я записываю и свожу, несущая тональность где-то рядом с 50 Гц, то это даёт ощущение, что эти 50 Гц присутствуют постоянно, что создаёт огромную головную боль в работе. Есть способы преодоления этого, в конце концов, можно наушники одеть, но всё равно - это замкнутый круг борьбы с какими-то проблемами. Не сомневаюсь, что через 1-4 года всё начнёт возвращаться к рупорным системам и, конечно, нужен будет саунд-процессинг. Сейчас с помощью цифры пытаются создать много всяких обманок, но, по факту, динамик как был, так и остался, и проблемы, с этим связанные, тоже.
Что такое акустическое короткое замыкание?
И.Д. Динамик не может эффективно воспроизвести низкую частоту без соответствующего акустического оформления, поскольку если нет оформления, то происходит взаимное вычитание противофазных волн от передней и задней сторон диффузора. В наших акустических системах эта проблема решена и мы достигли сейчас 30 Гц по низким частотам, чего вполне достаточно, но волна 30 Гц - это 11,5 метра, и чтобы её услышать, нужно расстояние для раскрытия колонок.
Весь мир стремится к упрощению и повышению комфорта, к минимизации любых трудозатрат. Есть мнение, что будущее за цифровыми технологиями. Как прокомментируете? И.Д. Цифра никуда не денется, она и сейчас много используется, но цифровой излучатель пока ещё не придумали.
Ю.М. Некоторые европейские производители делают звуковые колонки для озвучивания общественных пространств там, где больше нужен речевой диапазон. Помню, полгода назад я смотрел на одну такую звуковую колонку - метр высотой и сантиметров 15 шириной, внутри которой 52 небольших динамика, на каждой из них свой процессор со своим веб-интерфейсом, можно зайти в управление и настройки через браузер. Это как раз не упрощение, а очень сильное усложнение. Сравните - 1 мембрана и 52 динамика и процессора. И стоимость за одну такую колонку от 500 тысяч рублей.
И.Д. Я в 90-ых годах ездил на Опеле и абсолютно был спокоен, что я доеду, чтобы ни случилось. Сейчас мы ездим автомобилях, которые живут своей жизнью, и нужен специально обученный человек для решения проблемы.
Ю.М. Сначала был патефон. Это честное и правильное механическое воспроизведение. В наших акустических системах мы-то, как раз, упростили задачу и идём по пути упрощения и приближения к естеству.
В своих разработках вы предлагаете вместо определения “акустические системы плоского типа” использовать определение “музыкальный инструмент”. Какой принцип действия?
И.Д. Электромеханический привод с очень маленькой амплитудой приводит в резонансное возбуждение мембрану, а дальше мы работаем только на подкачку этого. Приведу пример. Мост или здание можно разрушить, если шаги войдут в резонанс с мостом. Приложение силы может быть совсем небольшим, но вызвать большую амплитуду резонанса, который всегда сильнее, чем прилагаемое усилие. Мы заставляем мембрану очень маленькой амплитудой войти в резонанс, а дальше всё зависит от свойств мембраны. Электродинамический привод будет создавать на мембране колебания по аналогии с поверхностью воды, когды мы в неё бросаем камушек - волны доходят до берегов, отражаются и появляется сложная волновая картинка - рябь. Казалось бы, хаос, но как показала практика, это удивительным образом работает.
Физические основы возникновения диффузного характера звукового поля и его воздействия на слух человека мало освещены академической наукой. На просторах интернета существуют опубликованные труды С.Б. и О.Н Каравашкиных, которые провели интересный научный эксперимент, доказывающий возможность возникновения и существования в газовых средах поперечной волны, обладающей специфическими свойствами.
Можно, конечно, не соглашаться с такой теорией, но более вразумительного объяснения происходящего на данный момент найти не удалось. Более того, по нашему мнению, в силу этих же специфических свойств звуковой волны, возбуждённой DML излучателями, методика стандартных акустических замеров не отражает ни объективной, ни субъективной полноценной картины. Косвенно это подтверждается тем, что малочисленные производители акустических систем DML/NXT типа практически не публикуют результатов измерений. Например Naim тоже упоминает о такого рода трудностях в измерении гибридных динамиков BMR, установленных в акустических системах линейки Ovator. С момента анонсирования технологии в прессе неоднократно появлялись статьи, предрекающие бум и широкие перспективы развития этого направления в индустрии аудио, однако на сегодняшний день подобного рода системы представлены лишь в ограниченном секторе профессионального звука (Tectonic Audio Labs, Ceratec Audio, Amina) и всего одним брэндом в секторе Hi-End (Goebel High End). Нам кажется, что основной причиной такой ситуации являются определённая инерция крупных производителей, ошибочные технические решения, непонимание и недооценка возможностей физических принципов, заложенных в этой технологии.
Эффективность остаётся высокой и снижаются искажения за счёт того, что всё приходит в резонанс? И это при небольших затратах энергии?
И.Д. Да. Недавно мы озвучивали музыкальную группу из 5 участников и при этом затрачивали 50 Вт, а не 2-3 КВт. И это было очень громко, но при этом комфортно. КПД в этой системе значительно превосходит классическую систему, потому что нет больших амплитуд и инерционных масс, мы не преодолеваем сопротивление воздуха. Сила приложения минимальна, а отклик очень высокий. Эффективность этих систем на несколько порядков превосходит классические системы.
Кто ещё экспериментировал с мембраной как источником звука?
Первые упоминания об акустических системах, построенных на принципах DML (Distributed Mode Loudspeaker), появлялись ещё около 1960 года. В 70-ых годах эта идея активно продвигалась энтузиастом из Аргентины Хосе Бертагни (Dr. Jose Bertagni). В 80-х SONY APM и Technics SB выпускали серии акустики на принципах DML/BMR с использованием алюминиевых сотовых мембран. Официально данная технология была анонсирована в 1991 году как следствие работы Министерства обороны Великобритании по снижению уровня шума в самолетах. Впоследствии в 1996 году была создана компания NXT для исследования и коммерциализации этого нового подхода к постройке громкоговорителей. Позднее утвердилась ещё одна аббревиатура данной технологии - DML (Distributed Mode Loudspeaker), которая отражает понимание физического принципа работы громкоговорителей подобного типа.
Первые патенты американцев, имеющие отношение к данной теме отмечены 1922-ым годом. В 1970-ые годы Хосе Бертагни в Аргентине строил интересную акустику на мембранах из полистирола, которые на тот момент времени звучали довольно интересно. Но подход был традиционный, всё делилось на полосы. Фирма Sony также имела к этому косвенное отношение - создавала сотовые мембраны которые работали в поршневом режиме, теряя при этом глобальное преимущество плоских мембран, работающих в резонансном режиме. Technics тоже пробовал, но все их разработки нивелировали достоинства этой технологии в 1980-ые годы. В 1996 году англичане в лице братьев Азима запатентовали технологию, создали компанию NXT Ltd. и решили пойти по пути торговли лицензиями. На сегодняшний день, в итоге, есть только один бренд, который попытался продвинуть эту технологию в области Hi End (Гёбель), но и он ограничился панелью, которая работает только в средних и высоких частотах, а ниже работают традиционные динамики.
Наработки по этой технологии тоже длятся тоже уже почти 100 лет?
И.Д. Не знаю, видимо, что-то они не догоняли, если по-простому сказать. Азима зарегистрировал чуть ли не 900 патентов по всему миру, стараясь монополизировать данное направление акустикостроения. Мы любопытство проявляем и ищем людей, которые пытаются так или иначе продолжать работать с этой технологией и довести её до ума, но на сегодня у меня всё же есть уверенность, что мы сильно убежали вперёд, потому что знания волновой физики и вообще физики материаловедения в нашей стране выше.
Есть ряд тонкостей и нюансов, из-за которых эта технология работает не на все 100%, но мы чётко понимаем что делать дальше, чтобы достичь идеала. Уже выработались алгоритмы и, благодаря современным материалам, мы будем шагать вперёд. У нас огромная команда разработчиков, мы не в вакууме - звукоинженеры, звукорежиссёры, музыканты, которые нам очень помогают.
Патенты, которые уже зарегистрированы, не мешают в работе?
И.Д. Не мешают, потому что те патенты - это, скорее, вода. Наши патенты отличают чёткие данные: давление, диапазон частот, линейность.
Какие основные различия между традиционными акустическими системами и плоскими системами по технологии по вашей технологии DPK Transverse Sound Technology. И.Д. Основная масса современных акустических систем создаётся на основе конусных динамиков, имеющих поршневой принцип действия. Как правило, это многополосные системы, где каждую полосу отрабатывают специализированные динамики: низкочастотные, среднечастотные, высокочастотные. Но всех их объединяет поршневой принцип действия.
Громкоговорители по технологии DPK Transverse Sound Technology для создания звука используют изгибные волны, возбуждаемые в сложные модальные модели. Колебательные моды изгибающих волн стимулируют движение воздуха и приводят его в возбуждённое состояние, генерирующее звуковое поле с весьма отличными особенностями, чем то, которое создают обычные динамики с поршневым принципом действия. То есть, по сути, в данной технологии нет динамика в привычном понимании. И хотя привод для возбуждения изгибных волн излучающей мембраны конструктивно напоминает обычный динамик, но в данном случае выполняет иную роль, а именно, заставляет работать мембрану не в поршневом режиме, а в модальном, возбуждая поперечные волны на её поверхности, которые распространяются по поверхности мембраны со скоростью, значительно превышающей звуковую в воздухе. Далее происходят многократные отражения от границ мембраны, которые в совокупности создают сложную волновую картину на поверхности самой мембраны, которая, в свою очередь, уже становится источником последующих звуковых волн, распространяющихся в окружающее пространство.
Таким образом DPK Transverse Sound Technology использует принцип поперечно-волновой генерации звуковой волны во всем слышимом диапазоне частот. Характерными свойствами такой звуковой волны являются равномерность звукового давления в любой точке пространства, комфортность и разборчивость субъективного восприятия воспроизводимого контента. Звуковое давление в дальней зоне у такой волны убывает по закономерности близкой к линейной, в то время как обычно спад давления происходит обратно квадрату расстояния. Ещё одним необычным свойством таких звуковых волн является их способность «огибать» препятствия в зоне прямой видимости.
Соответственно акустические системы, созданные с использованием DPK Transverse Sound Technology, обладают всеми вышеперечисленными положительными качествами и позволяют решать целый ряд задач на качественно более высоком уровне, чем это было ранее с традиционными акустическими системами.
Сколько лет у вас ушло на подготовку?
И.Д. На самом деле, мы за год всё сделали, но накапливалось примерно 17 лет. Мы очень долго топтались на одном месте, а уверенность, что мы готовы выходить на рынок, появилась в феврале этого года. То, что делалось несколько лет назад, несопоставимо с разработками недавнего времени. Мы сейчас начали понимать запросы профессионалов, благодаря которым и появилась возможность создать уже что-то, что может быть представлено публике. Совершенствование - это бесконечный процесс. У нас уже есть серийные модели: модели для эмбиентной озвучки, студийные версии и потолочные решения. Но мы решаем каждый проект отдельно под конкретное помещение. Этот подход радикально отличается от подхода с классическими системами, но пока все пытаются относится к нашим колонкам как к обычным, поэтому мы сейчас ещё ведём и образовательные программы в разных городах и учреждениях России, на которых рассказываем, что есть нечто иное, с чем нужно научится работать. Важно знать, как этим пользоваться.
Понятно, что звукорежиссёру трудно перестроится на отсутствие полосности и кроссовера, например. Но вот вы рассказываете сейчас и, кроме того, в процессе уже использования нами ваших акустических систем, появилось ощущение, что мембрана как живая - сама подстраивается и разогревается под определённую музыку и музыканта. Неожиданно вспомнился океан из “Соляриса” Тарковского.
И.Д. Психоакустический эффект есть, в том числе. Кроме того, музыканты привыкли к локализации звука, а здесь этого эффекта нет. Увеличивается не громкость, а объём присутствия, и нет чёткого понимания, откуда идёт звук. Через некоторое время музыкант адаптируется и у мембраны тоже есть такое свойство - она прогревается и со временем разыгрывается как музыкальный инструмент.
Воздух - это газовая среда. Присутствует та вещь, которая академическими физиками не признаётся. Все производители мембран акустического типа поставили ограничение. Официальная наука запрещает существование поперечной волны в газовых средах, существует только продольная акустическая волна. Физики понимают, что это очень наукоёмккя штука. Наши учёные уже подходят к тому, чтобы доказать это явление. Но вот мы же не будем спорить, что колокол издаёт и продольную, и поперечную волну. Наука это признаёт, но просчитать не может, математики нет. Мы привыкли, что поперечное сечение возможно только на срезе двух разных сред - вода и воздух и официально физика не признаёт, что это может происходить только в воздухе.
Мы учили в школе советскую физику, а на Западе эту историю понимали как продолжение динамиков и не рассматривали её как резонатор. Этот аргентинец вообще поместил её в коробку. Вообщем, подход был как к обычному динамику, и никто не рассматривал мембрану как резонатор. Они рассматривали это как плоский диффузор.
Кто придумал креатив и название?
Ю.М. Тефра - собирательный термин для отложений материала, выброшенного в воздух вулканом. Много думал над этим и много идей получилось. Когда придумывал название, вспоминал, что на нашей планете самое громкое, и, конечно, это вулканы. Но название искал так, чтобы написание было латинское с буквой на кириллице, как это сделано, например, у Яндекс, подчёркивая, что это, всё-таки, российская компания, и чтобы оно легко ассоциировалось с Россией. А дальше уже все потолочные, настенные напольные серии легко нашлись по названиям. Вулканов у нас на планете много, а в Солнечной системе ещё больше, поэтому впереди Олимп не тот, который в Греции, а тот, который на Марсе. Ещё планируем разработать палитру цветов со своими названиями, всё в рамках этой вулканической концепции.
Какой был первый заказ?
Ю.М. Самый крупный первый заказ был для институт акушерства и гинекологии имени академика В.И.Кулакова в Москве. Самый большой родильный дом, в котором 4 конференц-зала, в том числе 1 большой на 600 мест. Акустическая система, которая у них была на тот момент, очень дорогая и качественная. У них был запрос на её ремонт, за который выкатили очень большую стоимость. В результате, обратились к нам. Мы привезли две колонки и два сабвуфера, которыми озвучили зал на 600 человек, причём, всё звучит очень равномерно. Единственная проблема, которая у них осталась - это отучить спикеров от желания спросить, хорошо ли их слышно на последних рядах.
Ещё один запрос был для церкви в Нижегородской области. К нам обратились, сказав, что кроме каши и гула, так ничего там никто не смог сделать. Церковь - это самый сложный акустический проект. Здания, как правило, имеют ряд особенностей и собственную реверберацию. Мы нашли баланс, при котором слышны все нюансы и сохраняется читабельность и ясность голоса. Батюшке много лет пытались что-то установить там. Его комментарий можно привести полностью: “Современные акустические системы без рекламы, без обмана невозможно представить. Панели понятны сразу. Они окружены радостными и счастливыми людьми. Они не копируют, они преображают, открывают мир музыки новым языком, чистым и откровенным. Панели трогают за живое. Великое изобретение. Главное сохранить скромность и не возгордиться, как производители современной акустики - великие обманщики с процессорами, искажающими действительность и ищущие жизнеподобия”.
Какая сегментация на сегодня?
И.Д. Сегментация на сегодняшний день - это переговорки, системы оповещения, вокзалы, аэропорты, офисы и конференц-залы, торговые площадки, студийные мониторы и концертное оборудование. По поводу озвучивания на открытом воздухе мы уже близки к завершениею работ в этом направлении.
Как мембрана себя ведёт в помещениях с разной влажностью и температурой?
И.Д. Мембрана абсолютно не реагирует на эти вещи. Более того, мы сейчас создаём мембраны для жёстких условий эксплуатации.
Какие основные материалы?
И.Д. Это сложный сэндвич композитных материалов с применением космических разработок. Что касается пропиток - это фактически нанотехнологии. На 90% пропитки состоят из материалов, которые используется в самолётостроении. Сложности в производстве были, но сейчас, благодаря нанотехнологиям и нашим наработанным связям, их нет.
Какая толщина мембраны?
И.Д. От 4 до 7 мм.
Какие ограничения по размеру и форме?
И.Д. Чем меньше размер, тем меньше низких частот. По форме - только прямоугольник.
Что касается эффекта стерео - наличие двух колонок обязательно?
И.Д. Нужно обязательно две колонки, алгоритм не меняется. За локализацию, как обычно, отвечают средние и высокие частоты.
Расстояние до колонок в этом случае важно?
И.Д. Да, чем больше расстояние, тем более ощутимый эффект стерео.
Есть ли препятствия для распространения звука у мембраны?
И.Д. Жёсткие препятствия, такие как металл и дерево, она обходит, в мягких может поглощаться. Причём АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) сохраняется, если есть общее пространство без жёстких препятствий. Скажем, если между двумя комнатами есть коридор и двери не закрыты, то вы вполне сможете слышать звук одинаково в двух комнатах.
Какие возможности по дизайнерским решениям?
И.Д. Лазером на мембране можно наносить любые логотипы, рисунки, даже картины.
Что касается локации. Возможно мембраны встраивать в какие-то части интерьера или мебели?
И.Д. Нужно понимать локацию. Можно использовать акустику в качестве картины, но сабвуфер все равно нужен будет в этом случае. Что касается подзвучки голоса, то сейчас предпочитают беспроводные решения, для чего используются потолочные встраиваемые микрофонные массивы. При этом не видно ни одного микрофона, но все решения по озвучке, в том числе и онлайн, решены. Так вот у нас есть колонки - такой же квадратик 60 на 60 см массой 1.8 кг, который точно также встраивается рядом с этим микрофонный массивом: заходишь в переговорную, а там только телевизор, видеокамера и 2 незаметных квадратика на потолке. Решение прекрасное, инсталляторыы его обожают.
Почему нет фидбека?
И.Д. Он есть, но когда звук расходится по всему объёму помещения, микрофону сложнее поймать эту точку локализации, от которой он начнёт возбуждать мембрану, поэтому обратная связь минимальна.
Обратная сторона мембраны звучит так же?
И.Д. Обратную сторону мы можем очень эффективно использовать, колонки нужно располагать на определенном расстоянии от задней отражающей стены, тогда заднее полупространство складывается с передним, и мы таким образом можем повышать эффективность работы такого типа колонок. При этом не страдает ни трёхмерность, ни точность локализации.
Нужна специальная акустическая подготовка помещения?
И.Д. Колонки не требуют специальной сложной акустической настройки помещений, потому что они не так активно толкают воздух. На малой громкости вообще не нужно специальной подготовки, на большой - небольшие заглушки в виде ковра или дивана не помешают.
Что касается подзвучки инструментов для концертных залов классический музыки?
И.Д. Что касается подзвучки классической музыки, у нас нет конкурентов. В этом на сегодня с нами вообще бесполезно соревноваться. Мы можем реализовать подзвучку оркестра, не сломав ни одной форманты инструмента и без изменений по АЧХ. Piano мы сделаем громче, чем воспроизводит оркестр, но на fortissimo мы уже тряхнем зал так, как оркестр не сможет физически это сделать.
Для подзвучки классической и электронной музыки используют разные по составу мембраны?
И.Д. Нет, на АЧХ состав не влияет, немного влияет на фактуру. Наночастицы алюминия дают более яркий верх и их количеством его можно сделать более матовым, мягким или звонким.
Как ведут себя треки, сведённые на Tefra на обычных динамиках? Есть разница?
И.Д. Звукорежиссёру нужно некоторое время для адаптации. Точность отображения звукового контента у мембран намного выше, чем у классических систем, а значит, все операции можно сделать быстрее и легче, скорость работы вырастает невероятно.
Скажем, если дома или в домашней студии установить эти колонки, как отреагируют соседи на громкий звук?
И.Д. По опыту могу сказать, что соседи не жалуются, потому что общее звуковое давление ниже.
Возможно, вы уже разрабатываете специальные микрофонные системы для вашей акустики?
И.Д. Да, уже работаем над этим.
К этим системам нужны усилители. Вы планируете их выпускать?
И.Д. Нужны маломощные обычные усилители. Для Hi-End усилители А-класса предпочтительней. И эквалайзеры тоже особенно не нужны. Когда мы делаем мембрану, мы её программируем под помещение.
Вопрос от члена клуба: если модели, которые предполагают управление по Bluetooth?
Ю.М. Мы можем сделать такой комплект на базе колонок Tefra Brava. Акустика будет активной, то есть, отдельный усилитель докупать не потребуется. Можно сделать и потолочный, и подвесной вариант, и для фоновой музыки это отличный вариант, но нужно понимать, что потолочная система рассчитана, в первую очередь, на армстронг потолки.
Где уже установлены и кто из музыкантов использует акустические системы Tefra?
Ю.М. У нас, несмотря на скромный возраст компании, уже есть знаковые проекты и широко известные заказчики. Мы озвучили уже много конференц-залов различными вариантами наших колонок.
К примеру, мы озвучили большой конференц-зал на 600 мест НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова всего двумя колонками и двумя небольшими сабвуферами. Если сравнить с той акустической системой, которая была там до этого, то масса колонок снизилась раз в 20, конфигурация стала максимально простой и, соответственно, управление звуком стало намного проще.
Для переговорных комнат и телемедицинских кабинетов Университетской клинической больницы №4 Сеченовского Университета мы поставили потолочные колонки Tefra Misti. Благодаря их конструкции, у инсталляторов ушло всего пару минут на монтаж и подключение.
Совсем недавно начали продажи в регионы – пара наших колонок Tefra Etna с декабря этого года озвучивают конференц-зал ФНС Липецкой области.
Не обходят наши технологии стороной и религиозные учреждения. В церквях очень часто бывают сложности с озвучиванием. Применяются акустические колонны, но и они не всегда спасают. Наши же колонки подходят идеально для залов с плохой акустикой. И парой наших колонок озвучен Храм Преображения Господня в центре Нижнего Новгорода, о чём Илья уже рассказал немного.
Так же мы ведем постоянную работу с музыкантами. Уже многие известные музыканты по достоинству оценили наш звук. К примеру, наши сценические мониторы использует группа Евгения Хавтана Los Havtanos и с ними они выступали в эфире Первого канала в шоу Вечерний Ургант 21 октября. Замечательный бас-гитарист Антон Горбунов использует наши акустические системы. Мы разрабатываем комплект для театра Александра Градского.
Крайне интересная задача была поставлена ансамблем Simple Musiс: в ноябре этого года они обзавелись своей концертной площадкой в арт-пространстве на Хлебозаводе, которую назвали Дом Simple Musiс. Зал примерно на 250-300 человек с крайне сложной акустикой. Если быть точнее, зал не предназначенный для исполнения музыки. Абсолютно все стены, пол, потолок - это голый бетон, за исключением одной стены, которая представляет из себя панорамное окно. Реверберация огромная! Но, не смотря на все эти проблемы, звучание у ребят в этом зале потрясающее! У слушателей первый раз пришедших на их концерты даже складывается впечатление, что инструменты не подзвучены, а просто очень громко играют. Сказывается отсутствие искажений при передачи звука. Это же отмечают и музыканты. Говорят, что использовать другие акустические системы уже нет никакого желания. До конца года в планах озвучить еще одну концертную площадку примерно на 1000 мест, тоже со сложной акустикой. Концерт там уже запланирован ребятами из Simple Music на 27-е декабря.
С каждым днём появляются новые заинтересованные в наших технологиях люди: Машина Времени, Браво, LaScala Band, Лос Хафтанос, Ярилов Зной, Simple Music, Роман Мирошниченко, Jony, Юрий Шутов и группа “Русское банджо”, Марко Поло и др.
Предлагаю коротко перечислить основные преимущества акустических систем по технологии DPK Transverse Sound Technology.
И.Д. 1.Меньшая критичность акустических систем такого типа к расположению в сложных акустических условиях, малый вес и габариты.
2. Широкая диаграмма направленности и высокая линейность АЧХ в пространстве.
3. Низкие гармонические и нелинейные искажения и, как следствие, высокая разборчивость воспроизводимых музыкальных и речевых фонограмм.
4. Натуральность передачи тембров.
5. Электрический импеданс обеспечивает лёгкую нагрузку для усилителей.
6. Отсутствие кроссоверов в диапазоне критических частот.
7. Уменьшенный спад SPL с расстоянием.
Про классическую систему почти всё известно, но как я понимаю, в ваших разработках предстоит многое ещё открыть?
И.Д. Конечно, мы делаем первые шаги, но много мы уже преодолели, и начали в этом хаосе выделять закономерности. Кроме того, сейчас активно экспериментируем с наноматериалами, которые используются в космических разработках и авиастроении.
Считаете ли вы, что за этой технологией будущее?
Ю.М. Абсолютно.
Считаете ли вы, что система классических динамиков будет уходить в прошлое?
Ю.М. Обязана.
В классических системах есть перечень опасностей, с которыми может столкнуться пользователь. Есть ли опасности в использовании Tefra?
И.Д. Высокое качество звука. Кроме восторга от пользователей, пока ничего не слышали, и сами не можем ничего сказать про недостатки.
Благодарю за подробное и информативное интервью! Приглашаем всех ценителей качественного звука в Whisky Rooms послушать ваши акустические системы, которые в декабре вы установили в клубе. Благодарим вас за содействие и партнёрство!
Контакты для связи с командой Tefra:
+7 963 966-82-92
ym@tefra-audio.ru
http://tefra-audio.ru/
Специально для Whisky Rooms J.Смóлян