room-art
image

ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

18+

В феврале 2019 года в Whisky Rooms открывается выставка работ художника с мировым именем, который входит в десятку современных художников России, чей стиль и палитру ни с кем не спутаешь, - Германа Завьялова.


Картинные галереи в Москве

Представляем вашему вниманию интервью с супругой художника и кандидатом искусствоведения Лилией Овчинниковой.


Лилия Ивановна, расскажите о детстве Германа Николаевича.


Его родители были учителями в школах для малых народов севера, где учились дети селькупов и хантов, родители которых кочевали за стадами оленей или охотились. Это были школы-интернаты, куда с началом учебного годы свозили детей со всего региона. Их с трудом разыскивали с вертолёта и вопреки их желаниям привозили в интернат, где отмывали, давали одежду, учебники и "образовывали" до следующего сезона. Герман с ними дружил, неплохо говорил на их языке, им в чём-то завидовал, т.к. они были более свободны. Его мама, Анна Фёдоровна, преподавала литературу, а отец, Николай Алексеевич, работал директором такой школы. Согласно семейному преданию, предки Германа Николаевича осваивали Сибирь вместе с казаками Ермака и одним из первых - Сургут.


Художественные галереи в Москве

Как и всё послевоенное поколение, Герман рано стал самостоятельным. Отца забрали на фронт в Великую Отечественную. Рос он в очень естественных условиях и его свободу никто не ограничивал. Научился рыбачить, чуть позже - охотиться. Это очень хорошо у него получалось, это было у него в крови. Николай Алексеевич, его отец, с детства считался прирождённым рыболовом, т.к. приходил всегда с уловом, когда другим не везло. Часто было так, что он раздавал улов соседям и сотрудникам школы, потому что мужчин не так много вернулось с войны. Река кормила всех.


Был такой случай. Герман ушёл рыбачить с одноклассниками. В тайге что-то у них случилось и они пробыли там дня три. Не то, чтобы никто не волновался, но все были уверены, что ребята знают эти места очень хорошо и с ними не может ничего плохого приключиться. И они, конечно, вернулись целыми и невредимыми.


Так как родители Германа были преподавателями, у него был полный доступ к школьной библиотеке и ко всем собраниям сочинений. В детстве он очень много читал. Знал досконально на память многое из классиков. Всю жизнь потом обладал превосходным знанием литературы, немногие решались с ним спорить.


Художественные галереи в Москве

Как получилось, что он стал рисовать?


На Север после войны приезжали бригады художников и людей искусства. И в школу как-то приехал известный Дмитрий Бисти. Он выступал перед классом и как-то сходу одним росчерком нарисовал профиль Ленина. Это так восхитило ребят, что многие потом в классе стали заниматься рисованием. Но нужно понимать послевоенное время, в которое они жили, не было самого необходимого: однажды он нашёл в полке маминого рабочего ящика какой-то огрызок красного карандаша и с бумагой тоже приходилось экономить - пригодились оставшиеся пустыми страницы учительских планов уроков. Чернила для школьных предметов делались из чаги, ягод и подручных средств.


Художественные галереи в Москве

Почему после школы он уехал учиться именно в Пензу?


Сначала были всё-таки попытки приобрести классическую мужскую профессию для того времени. Он начал учиться на металлурга в Магнитогорске. Герман потом рассказывал, что когда он пришёл на практику в первый раз на завод, его смутило то, что там было очень громко, что и повлияло на его решение не продолжать обучение. Потом была попытка пойти в мореходку, но он не успел подать документы - приём в тот год уже закончился.


Художественные галереи в Москве

В итоге, планы он резко поменял и поехал в Пензу. Не знаю, почему именно туда. Возможно, именно в Пензу было удобнее всего добираться. И хорошо, что так случилось, потому что Пензенское художественное училище на тот момент было одним из самых лучших в стране.


Что заставило его после 6-летнего обучения в училище ехать в Москву и ещё 5 лет учиться? Амбиции? Или он ехал к определённому преподавателю?


Не к определённому преподавателю - распределение в мастерские происходит только после третьего курса. После окончания училища он хорошо владел рисунком, в сложных оттенках видел и передавал цвет, поэтому он легко поступил в Суриковское. Он чувствовал необходимость дальнейшего совершенствования. Могу сказать, что отличить мастера после училища и после Суриковки с точки зрения профессионализма можно легко. И нужно знать Германа, чтобы понимать, что амбиции у него были только в творчестве, потребности максимально полно самовыразиться как художнику и оставаться самим собой. Вот за этим и поехал, думаю. Шлифовать стиль.


Художественные галереи в Москве

Герман чем-то зарабатывал себе на жизнь, когда учился? Или жил только на стипендию?


Мне известно, что в Москве он рисовал афиши для одного театра. Скорее всего, для того, чтобы воспользоваться своим правом присутствовать на спектаклях. Но вообще, он всегда был аскетом в плане трат, стипендии ему хватало.




А как же краски, холсты, кисти?


А тогда и холсты особо не нужны были. Многие рисовали на картоне. И многое из необходимого студентам предоставляло училище.


Остались картины с этих времен в каких-то собраниях?


Эскиз “Семья кетов” к одноименной картине. Сейчас хранится в Парабельской картинной галерее, что на севере Томской области. К сожалению, сама картина загадочным образом исчезла после участия в выставке на ВДНХ.


Почему он не остался жить в Москве, а уехал обратно в Томск?


Север, северяне и река Обь всегда были его настоящим домом. Он не только по рождению, но и по характеру и сути своей - сибиряк. Он выбрал старинный Томск, университетский город, который был географическим центром огромной тогда страны, что открывало путь во все стороны света. Здесь он работал 50 лет, с 1966 года.


Художественные галереи в Москве

Свои картины Герман Николаевич привозил из ежегодных плаваний по сибирским рекам. Его мастерская была оборудована прямо на яхте, где он писал этюды, не сходя на берег. В каком возрасте он начал путешествовать по полгода на катере?


Этот его способ взаимодействия с природой и искусством начался во время учёбы в Пензе, когда на летних каникулах он приезжал домой. Ещё до знаменитого путешественника Федора Конюхова он в одиночку доплыл созданный своими руками катере до Новосибирских островов - это архипелаг в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. А вот как вернулся из Москвы после Суриковки, это уже стало его образом жизни. Реки Сибири - это сотни километров. Второй катер он собрал из баржи уже в Томске, который был почти как однокомнатная квартира.


Он один путешествовал?


С ним всегда плавали его друзья. Катера, а их у Германа было в разное время пять 5, позволяли удобно разместить до 7 человек. С ним плавали художники, учёные, преподаватели, например, его близкий друг и актёр, народный артист СССР Дмитрий Киржеманов. У него всегда был широкий круг общения. Многие сибирские художники под влиянием Германа тоже со временем построили себе лодки и уже сами планировали свои маршруты по рекам.


Художественные галереи в Москве

Его маршрут был одинаковым каждый год?


Он прошёл все крупные сибирские реки - Лену, Енисей, а Обь и Нарым были самыми любимыми. Более 400 лет назад именно сургутские казаки основали древний острог — Нарым. Это и потрясающая по красоте природа, нетронутые места, никакого вмешательства цивилизации. Такая чистота и естественность природы больше всего ценилась художниками.


В своих длительных путешествиях на что он жил?


Он жил тем, что даёт природа. В путешествия он брал только муку, соль и сахар. Это всё, что было нужно. Всё остальное давала тайга. Он был прекрасным охотником и удачливым рыболовом. Благодаря политическим ссыльным Нарымского края, там была высокая культура огородничества плюс плодородная земля, что приносило хорошие урожаи. Герман Николаевич знал многих речников и друзей у него в пути было много. Они делились с ним тем, что приносили огороды.


А как же солярка для лодки, краски и холсты?


Краски тогда стоили недорого. Герман во время поездок работал на плотном картоне. Холст из-за влажности был неудобен. Грунт тоже можно было сделать из подручных средств. На Оби много рыбы, например, стерлядь, плавники которой очень хорошо подходят для грунтовки. Из них варят специальный клей. Это природный очень прочный материал, которому до сих пор нет аналогов. Его и сейчас используют в реставрационных работах, например, реставраторы икон. Это прекрасная переходная часть между основой и краской.


Сколько картин он привозил после одного такого путешествия?


Он много работал. Ему было важно почувствовать состояние природы и предельно честно донести его в картине. Он мог подолгу ждать определённого состояния природы, которое находило отклик в его душе, после чего сразу начинал писать. Иногда до трёх полноценных этюдов в день, которые, по сути, были уже законченными картинами. Этюдность - традиционная черта московской школы. Больше всего ему интересны были переходные состояния природы, особенно “звучная” по колориту сибирская осень. Часто он дорабатывал этюды уже в мастерской в Томске.


Можно сказать, что по своей сути он пантеист?


Ему присуще ощущение природы как живого существа. И он обладал способностью видеть вечное в сиюминутном, полноту мироздания - в отдельном пейзаже. Герман Николаевич был «живописным летописцем» огромного края, его природы.


Художественные галереи в Москве

Большинство работ Завьялова относятся к так называемому "суровому" стилю?


60-е годы – один из наиболее плодотворных периодов в истории живописи XX века. В эти годы появилась целая плеяда художников, которые своим творчеством отрицали мишуру и фальшь искусства предыдущего периода. Герман Николаевич существовал в этом «потоке» очень естественно, поскольку это отвечало его человеческой сущности.


Расскажите про его знаменитую мастерскую в Томске.


Когда он вернулся из Москвы, ему государство выделило мастерскую. Потом была ещё одна. А вот третья - это двухуровневое помещение 280 кв.м в центральной части города, которое состояло из вот этого большого основного зала с круглыми, как на катере, окнами, с плотными рядами картин на стенах, на полу по всему периметру, и места всё равно для них не хватало, комнаты с камином, где собирались гости и друзья, небольшой комнаты, где Герман мог отдыхать, и подсобки, где он делал и хранил рамы для картин и багет для рам.


Вообще, в Томске его знали все и гордились этим знакомством. Он мог идти по городу и все с ним здоровались. Он легко входил с людьми в контакт и многие считали его своим другом уже после первой беседы. Герман легко располагал к себе и был очень прост в общении. Это в жизни ему всегда помогало. И речники поэтому ему всегда помогали и с горючим, и с катером если что случится, даже считали своим долгом предложить ему помощь.


Художественные галереи в Москве

Но и он, нужно сказать, был безотказным. Он дарил свои работы легко, никогда не отказывал, если кто-то изъявлял желание получить его картину, независимо от её стоимости. Его картины для него были его частью, его продолжением. Если он видел, что человек, глядя на картину, переживает близкое к тому, что он переживал, когда писал её, это было для него важнее денег. Он был щедрым и очень добрым.


Про Германа Николаевича писали, что он не пускал в художественное пространство даже намек на коммерцию.


По стилю жизни, по взгляду на мир Завьялова трудно причислить к патриархам. По-моему, у Германа было ощущение, что благополучная жизнь – это подмена настоящей жизни. И он разрушал её всеми доступными средствами. Он мог сутками не есть, ему было всё равно, что носить, на чём спать. Негодование в нём вспыхивало, когда не получалась картина. Всё остальное не имело значения. Его жизнь была равна стилю. А его живописное высказывание – всегда собственное.


Герман Завьялов открыл дорогу в Старый Крым не только зрителям, но и многим художникам. Лилия Ивановна, расскажите,пожалуйста, о крымском периоде его творчества.


Его мама жила в Крыму. У его семьи там дом. И с годами он всё чаще стал приезжать к ней. Летом он на Севере, а вот зима - самое время, когда Крым был для него наиболее привлекателен. Он писал свой Крым, отдыхающий от летней переполненности и блеска, величественную, иногда притихшую природу, бескрайнее море, удивительное своей мощью и изменчивостью. А ещё он был в глубине души неисправимым романтиком. И это ощущается в каждой его работе. Романтическое начало, которое было в нём неизменно и не явно, стало особенно проявляться, когда он рисовал море.


Художественные галереи в Москве

Обычные зрители, не искушённые в искусствоведческих нюансах, отмечают позитивную энергетику картин: «рядом с ними хорошо», «смотришь и успокаиваешься». Почему так?


Вероятно, потому что простота, лаконичность, открытость и честность – главные принципы, которым он следовал. И я думаю, люди это чувствуют и понимают.


Это правда, что свои картины Герман Завьялов обычно не подписывал?


Даже на музейных работах не подписывал. Есть только наклейки на обороте с именем автора и названием картины, которые сделаны кураторами выставок, т.к. это требовалось при оформлении документов на приём работ для участия в экспозиции. Первые авторские монограммы ГЗ и даты появились в самом начале 2000-х по просьбе организаторов, когда Герман начал выставляться в Москве. Полностью фамилию с первой буквой имени использовал в подписи крайне редко. Добавлю, что его работы достаточно однажды увидеть, чтобы потом узнавать, принять их за произведения другого художника невозможно, сибирский это пейзаж или крымский. Такой вот свой особый язык выразительности.


Как Германа Николаевичи называли близкие друзья? Может быть, у него было прозвище?


Гера. Иногда ласково называли Бармалеем в студенчестве. Отшельником. Плавающим художником.


Что из алкогольных напитков предпочитал Герман Николаевич?


В Крыму отдавал должное местным винам, причем инкерманновским предпочитал массандровские. Но, в основном, в доме всегда было вино, которое приносила соседка, то ли технолог. то ли инженер на заводе в Новом Свете. Он почти профессионально различал их по вкусу, что иногда становилось предметом для “слепых” дегустаций и развлечений приехавших сибирских друзей.


В застольях в мастерской основным горячительным напитком была традиционная для сибиряков водка, приемлемая по цене и хорошего качества. Во время поездок напитки готовились самостоятельно, для чего требовалась фляга, сахар и дрожжи, а также использовалась голубика, которая издавна имеет название "винная ягода".


Были ли у него какие-то увлечения? Может быть, он что-то собирал, коллекционировал.


В моменты отдыха от картин о резал по дереву. Рамы, ложки из кедра. Причем ложки делал так искусно, что ложечники взяли за основу некоторые его образцы.


Лилия Ивановна, благодарю Вас за интервью.


В заключение хочу привести цитату близкого друга Германа Николаевича Эдуарда Кульпина-Губайдуллина: “Его работы имеет чёткое авторское выражение, завьяловское. Дело тут не в мастерстве, а в искренности, честности выражения, в работе не сознания, но подсознания. Чувство, соединённое с мастерством, даёт тот эффект сопричастности, который отличает настоящее творение”. (Эдуард Кульпин-Губайдуллин, профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, организатор ежегодной международной конференции «Человек и природа»).


Картинные галереи в Москве

ГЕРМАН НИКОЛАЕВИЧ ЗАВЬЯЛОВ

Годы жизни: 8 октября 1937 - 21 февраля 2016 года.

Родился в деревне Зарянка Тюменского района Омской области.

Учился в Пензенском художественном училище им. К.А.Савицкого (1954-1960) и Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (1960-1966).

Жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.

Автор северных пейзажей, марин, сцен из жизни народов Севера.

Заслуженный художник России, член Союза художников России с 1970 года. Неоднократно избирался в правление Томской организации Союза художников РСФСР, являлся членом выставкома зональных выставок и комиссии по живописи правления Союза художников РСФСР. Человек, много сделавший для становления Томского союза художников.

Герман Завьялов – автор более 3000 картин. Лучшие из них хранятся в художественных музеях Томска, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, картинной галерее Кемерова, Томском краеведческом музее, народных галереях области и фондах Томского, Кемеровского, Иркутского, Хабаровского художественных музеев, находятся в отечественных коллекциях и частных собраниях во Франции, Германии, Швейцарии, Польши, Японии, Америки, принимали участие более, чем в 60-ти персональных выставках в Москве, Томске, Белгороде, Новокузнецке и других городах.


Он жил рекой, тайгой, морем и старыми обветренными горами Судака.


Работы художника можно приобрести в личную коллекцию.


www.zgn.ru







Cпециально для Whisky Rooms J.Смолян





➜ Читать полную версию сайта