Представляем вашему вниманию интервью с бизнес-леди и владелицей художественной галереи Alpert Gallery Ольгой Альперт.
Ольга, расскажите, пожалуйста, о себе - откуда Вы родом, где учились.
Я родилась и выросла в Москве, как и мои родители, дедушки и прадедушки. Закончила в Москве английскую школу, потом Институт - теперь это Академия Управления. После этого занималась только частным бизнесом, никогда не работала ни на какие, к государственные или другие структуры к счастью или несчастью, уж не знаю. Всегда это было связано так или иначе с дизайном, начиная от одежды и. заканчивая мебелью и оформлением помещений, сотрудничеством с архитекторами, дизайнерами. Соответственно, сюда же вливалась тема живописи. Мой муж, к сожалению, почивший 13 лет назад, был профессиональным реставратором. Очень эрудированный, разносторонний человек, который меня многому научил относительно живописи и антиквариата.
Что послужило поводом для создания художественной галереи?
Будет ли это только галерея или помещение для интерьерной экспозиции, включая живопись, мы не знали, и одним из поводов создания галереи стало помещение, в котором она находится. Это служебные постройки старого Головинского дворца 1774 года. Своды по типу боярских палат, каменные стены - всё пропитано историей и духом старины, и, когда проходят выставки, стены активно участвуют в экспозициях на равных с художниками. Они дополняют картины и выражают к ним какое-то своё отношение. Когда мы очистили первую часть помещения и сняли с 80 кв.м налёт советского времени в виде 30 тонн штукатурки, плитки и всего этого ужаса и кошмара, который был наслоён на эти прекрасные кирпичи 18 века, когда стали видны 4 зала, образующие анфиладу, проемы которой были закрыты советскими дверьми, то никаких вопросов о мебели уже не было - здесь должна была быть только картинная галерея.
Сколько человек принимало участие в реставрации?
Мы нанимали двух человек, которые отбивали это, а зачищали кирпичи и кое-где красили сами. Я тоже своими руками и с большим удовольствием. Это всё было очень интересно. Находились кирпичи с клеймами и без них, разных времён последних трёх столетий.
Сколько квадратных метров всего сейчас занимает галерея?
Изначально первое помещение - 80 метров и второе, которое мы позднее делали - 60. Думали задействовать только вот эту часть в 80 кв.м и на этом успокоится, но невозможно было лишить себя возможности воссоздать полностью эту загадочную анфиладу.
Расскажите об условиях посещения - время работы, входной билет, есть ли человек, который расскажет-покажет?
Время работы - все дни с 11:00 до 19:00 кроме понедельника. Посещения, в основном бесплатные, на какие-то особые редкие выставки - 200 рублей. Одна экспозиция длится примерно две недели.
Можете назвать имена художников, которые принимали участие в выставках?
Одна из последних выставок «Непокорные» - это работы нонконформистов: Оскара Рабина, Владимира Немухина и других представителей этой прекрасной плеяды. Также были представлены экспозиции таких авторов как : Вадим Кулаков, Виталий Вольф, Александр Фролов, Евгений Амаспюр, Анатолий Лепин, Леонид Непомнящий и многих других уважаемых мною.
Работы фотографов тоже выставляются?
Конечно. Кроме этого, творческие люди, мои коллеги - архитекторы и дизайнеры,- всегда что-то творят помимо основной работы, и иногда для них делаем презентации - одежда, предметы дизайна, текстиль, что-то авторское. Даже такое новое направление в дизайне, условно называемое "русский стиль без нафталина", а официально "Трын-Трава", созданное известным дизайнером Элиной Туктамишевой, взяло старт в стенах ALPERTGALLERY. В рамках презентаций проходят блюзовые концерты, выступают известные московские и американские блюзмены и музыканты.
Такая частая смена экспозиций - очень трудоёмко.
Справляемся. Есть у нас незаменимый сотрудник, художник, который выставлялся в Америке и Европе и у которого достаточно большой выставочный опыт - Демьян Ленков. И параллельно он работает в галерее, общается с художниками, занимается оформлением. Незаменимый человек, моя правая рука. Есть ещё Александр Каменев, который занимается логистикой. Это целое дело - забрать и отвезти картины.
С творческими людьми трудно. Вы лично сами общаетесь и договариваетесь с художниками?
Иногда это люди с тяжёлыми характерами. Общаюсь с художниками я сама. Стараюсь не терять спокойствие и находить общие точки соприкосновения.
Большинство художников - пьющие? Бывают конфликтные ситуации и как из них выходите?
По большей части, не пьющие. Из современных есть ведущие образ жизни “очень зож”. А смирения придал мне определённый период в жизни, когда я три года практически жила в монастырях и была очень приближена к церкви. В сложных ситуациях я стараюсь не спорить и дождаться той минуты, когда человек сам начинает понимать что-то. Бывают ситуации, когда нужно просто терпеть. И такое случалось, что только развесили картины, а на следующий день человек приходит и говорит снимать их. Один раз даже ночью так было: художник пришёл и говорит, что забирает все картины. А утром всё наоборот - благодарность, признание в любви и уважении. Причём это не пьяный, это трезвый человек, просто немножко неуравновешенный. Но я стараюсь сохранить добрые отношения в любом случае.
Если сравнить временной отрезок, начиная с 2000-ых годов, что изменилось в России в живописи?
Всё сильно упрощается и искусство становится малозатратным, даже не в смысле денег, а в затратах энергии на творчество. Общее клиповое мышление, воспитание на комиксах, истории “ниже пояса”, которые становятся всё более популярными, привносят упрощённость и безынтересность.
Когда Вы выбираете художника, выставку которого планируете организовать, полагаетесь на свой собственный вкус?
Честно сказать, иногда приходится выставлять платно не то, что тебе очень нравится. Это к вопросу о самоокупаемости. Иногда иду на это, но всё равно это должен быть хороший уровень. Из старых художников выбираю тех, которые мне кажутся наиболее ценными исторически. Вообще, находят чаще меня, а я уже выбираю. Всем известен дом художников на Масловке - это живая история советской живописи и, попав туда раз, можно выставлять, выставлять и выставлять. На данный момент график выставок расписан до конца года.
Логистику картин из других городов и стран кто берёт на себя?
Как правило, автор.
Насколько мне известно, вывезти картину из России - дело непростое и нужно заплатить приличную сумму на вывоз.
У нас есть партнёры - замечательные компании, которые нам помогают. Мы принимали участие в выставках в Варшаве и Бразилии. Есть компания, которое всё это забирала и доставляла на место. Это всё стоит какие-то денег, но не сказать, что как-то космических. И юридически всё хорошо продумано, и логистика организована.
Сколько было таких выездных мероприятий? Как в целом относятся на Западе к советской и российской живописи?
За два с половиной года - два. Сейчас мы ведём переговоры с галереей в Нью-Йорке. Хочу одну задумку реализовать.
Есть мнение, что кража картины Куинджи из Третьяковки - это маркетинговый ход, который сильно увеличил посещаемость и прибыльность выставки художника, которая прошла недавно в Москве. Используете ли Вы какие-то маркетинговые ходы, чтобы привлечь внимание к выставке?
Не приходится этим заниматься, времени на это нет. Когда на событие приходят значимые и уважаемые люди в мире искусства, создаётся имя и аура. Не знаю, маркетинговый ли это ход, но этого вполне достаточно для статуса и имени.
Это аренда или частная собственность?
Мы всё оплачиваем сами - и аренду и выставки. И, если честно сказать, галерея это, вообщем, не бизнес. В лучшем случае, выходим по нулям.
Что нужно, чтобы картинная галерея окупалась?
Это продажи картин, но при общем экономическом спаде в стране на живопись у людей не так много денег остаётся. Как тут прогнозировать? Не знаю, что для этого нужно. Может быть, какая-то помощь государства или спонсоров искать, которые заинтересованы в помощи этим забытым художникам.
То есть, по сути, Вы занимаетесь меценатством?
Я никогда об этом не думала, но да, наверное, так получается.
Какая Ваша миссия в направлении галереи и выставок?
Уже хочу продолжать эту тему, потому что это интересно. Мы оказываем помощь старым художникам. Молодые тоже выставляются в большинстве на других условиях, чем старая школа. Раз по нулям выходит, то пусть хотя бы пользу приносит людям и молодёжи, чтобы они не забывали, потому что это огромный культурный пласт и он не должен забываться.
За два с половиной года мы сделали около 50 выставок. За это время меня по заслугам, я не просилась никоим образом, мне это бы даже в голову не пришло бы, но меня приняли в Творческий союз художников России на галерейное дело, оценивая, видимо, те экспозиции, которые выставлялись за последние время. Половина - это советские, забытые в наше время государством, художники, которые могут выставляться только за очень большие деньги. Мы делаем выставки таким советским художникам, которые всю жизнь отдали во имя страны и родины и много для этого сделали, но теперь забыты, заброшены, многие нищенствую и никто нигде не выставляет их бесплатно кроме нас.
Кроме того, есть моя друзья архитекторы и дизайнеры, которые интересуются живописью для интерьеров - галерея для них место, где они могут подобрать картины любого уровня и стиля.
Как называется Ваша компания, связанная с мебельным бизнесом?
Студия мебели АСТ-альфа. Мебелью занимаюсь 25 лет, сотрудничаю со всеми ведущими фабриками Италии по мебели, свету и дизайну. Уже даже и дети наши дружат - фабрикантов и мои. Вчера вот подбирали мебель сыну нашего клиента, которому мы ставили мебель 15 лет назад. Династии покупателей и династии фабрикантов. Очень следим сейчас из-за кризиса в Европе за фабриками, которые могут закрыться. Работаем только с проверенными поставщиками. Постоянно летаем в Италию сначала и проверяем, как и что там.
Есть иллюзия, что если итальянская мебель - значит, дорого. Это совсем не так. К примеру итальянские кухни, как правило, раза в полтора дешевле, чем . По качеству они, однозначно, лучше. И по-другому быть не может. Конкурировать с итальянской мебелью невозможно. Даже самые минималистичные модели они делают с тем “изюмом”, который можно получить только у итальянцев.
Как происходит процесс выбора мебели?
Как правило, люди сами знают, чего хотят - в таком-то стиле, такого-то цвета и размера. Если просят приехать на объект, мы абсолютно бесплатно советуем, как и что лучше выбрать. Бывает и так, что мы приглашаем дизайнера полностью оформить квартиру, а её укомплектовываем мы светом и мебелью. Когда кризисы начинались, меня многие уговаривали перейти на китайское. Для меня это так же, как с картинами - я не могу этим заниматься. Китайскую мебель я никогда не представляла и представлять не буду. Я добавила сейчас некоторые европейские страны - Францию, Испанию, Скандинавские страны. Но ни в коем случае не Китай и какие-то подделки. Если это прямые минималистичные линии, то прекрасного качества итальянскую спальню можно купить в районе 200 тысяч рублей. Кухни считать сложнее, но в среднем за 300 тысяч в Москве можно купить кухню примерно 4 метра длиной.
Есть ли сейчас какой-то модный тренд в выборе мебели для дома? Например, дерево какой-то особой породы.
К сожалению, тренд общий - всё упрощается и минимизируется, но что радует все больше используются натуральные материалы. Любой стиль имеет право на существование и, конечно, всё равно остаются люди, которым нравится и барокко и рококо. Буквально на днях, мы закончили проект в посёлке Раздора. Это целый дом, три этажа, около 3 тыс. кв.м. Там комплектовали все двери, кухню, мебель. И всё это было барокко.
Как Вас находят заказчики и покупатели?
Найти нас очень просто - Красноказарменная улица, дом 3. Есть сайт, есть фэйсбук, есть инстаграм. Нас уже просто столько людей знает. Новые покупатели, наверное, приходят больше через постоянных клиентов или тех, кто что-то когда-то заказывал. Преимущественно, дизайнерское сарафанное радио.
Cпециально для Whisky Rooms J.Смолян
➜ Читать полную версию сайта