room-hobby
EN RU
image

NADI FIORI

18+

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным...



Чем же ещё могут пахнуть виски и ром, разлитые легкой рукой человека с “цветочной” фамилией? В новом выпуске клубного дайджеста - интервью с одним из самых уважаемых людей в мире виски в Италии и за её пределами Нади Фиори (Nadi Fiori*).


Дегустации напитков,. виски

Мне известно о Вашем отрицательном отношении к спекуляциям на виски. На Ваших глазах этот напиток для многих от увлечения превратился в способ обогащения. Как Вы думаете, когда это произошло и что послужило катализатором?


Это очень тяжёлая для меня тема. Первые, по-моему, кто стали искусственно мешать нормальному коллекционированию, это крупные производители. Вот, к примеру, релизы 50-70-ых годов считались абсолютно обычными и были предназначены в основном для питья. Сегодня производители намеренно выпускают бутылки для коллекционирования, которые изначально стоят очень дорого. Например, крупные официалы, такие как Maccalan, Highland Park, Glenfarclas и другие, чаще всего специально выпускают бутылки для коллекционирования, где стартовая отпускная цена уже заведомо высокая. И даже с некоторым запасом в стоимости на предполагаемый будущий рост, поэтому обычный рядовой коллекционер виски не может позволить себе купить их в коллекцию.

Старый виски 60-70-тых годов и даже что-то из 80-тых годов, который был выпущен на продажу ещё в те года, изначально стоил очень дешево. Знаменитый Самароли “Бомо букет” 1966 года и Лафройг 1967 года вместе стоили 50 тысяч лир и в пересчете на сегодняшний курс, это примерно 30 евро. Многие покупали эти бутылки, чтобы пить. Лишь некоторые бутылки остались не выпитыми на сегодняшний день благодаря тому факту, что в Италии существовала мода держать бутылки просто как украшение. Такое понятие, как инвестиция в виски, было большой редкостью. Сегодня же, если кто-то захочет купить 10 важных интересных бутылок в коллекцию, то ему придется продать свой дом, чтобы собрать нужную сумму.

Как зарождалось коллекционирование виски в Италии и когда это стало трендом?


Виски вошёл в моду в Италии вместе со Второй мировой войной. Он был у американских солдат и до этого никто не знал, что это такое. Следующее пришествие случилось в 60-ых годах, когда произошёл рост экономики в Италии. Внезапно разбогатевшим итальянцам деньги “жгли руки” и им хотелось тратить их на статусные вещи. Одной из таких вещей был виски. Можно было прийти в бар и сказать: «Мне один виск...» и от этого казался очень важным и деловым. Как это у вас по-русски? Понт? Возможно, это было только в Риме, Милане и в других крупных городах, где достать можно было только Чивас или какой-то другой бленд. О синглмолтах не было и речи. Когда кто-то где-то заказывал Чивас, то все знали, что это у этого человека жизнь удалась.


В 70-ых годах, когда экономика Италии была на пике, люди, взлетевшие на этой волне, строили себе виллы и всегда оборудовали погреб для вина и виски, бар и бильярд. Вечерами они там встречались, общались и стало модно иметь подборку бутылок и гордо говорить: «У меня есть коллекция виски!». Если подытожить, то за 15-20 лет Италия из страны, едва знакомой с виски, стала страной с самым большим ассортиментом интересных и разнообразных релизов.

Я думаю, что сейчас самые старые люди, участвовавшие в розливах и формировавшие культуру итальянского виски-движения 60-ых годов - это я и Джорджио (Giorgio D`Ambrosio). Остальные сильно моложе и начали говорить о виски лишь лет 10 назад и даже позже.

Память о том времени осталась у немногих. Например, у Мирко Казари, Валентино Загатти, которые коллекционируют виски более 60 лет. Многие уже давно продали свои коллекции, либо собираются это сделать. Мы с Джорджио уже более 50 лет крутимся в этой орбите.

Как бы Вы посоветовали действовать людям, которые не находятся под "властью этикеток", а наоборот, стремятся собрать недорогие, но при этом по-настоящему качественные бутылки?


Попробую дать несколько советов. Сейчас очень непросто остановить на чём-то свой выбор. Покупать всё подряд нельзя. Разумеется, надо пробовать и останавливаться на том, что впечатлило. Такая возможность есть не всегда, поэтому читайте отзывы, блоги дегустаторов, смотрите видеообзоры, их сейчас предостаточно. Но всё же лучше пробовать самому и понять, нужно ли ставить бутылку в коллекцию или нет. Можно довериться выбору таких крупных игроков в ритейле, как магазины “La Maison Du Whisky” или “The Whisky Exchange”. Обладая мощным инсайдом среди владельцев бочек и капиталами, они делают очень вкусные собственные розливы.

Хороший продукт всегда будет в цене! Если виски продаётся хорошо только из-за этикетки, в дальнейшем обязательно произойдет коррекция цены.

А есть ли в Италии люди, которые занимаются консультированием по правильному составлению коллекции и к которым можно обратиться? Существует ли такой сервис?


Лично я таких не знаю. Но слышал, что есть люди, кто "профессионально"даёт консультации по виски. Смотрю я на это с большой осторожностью, потому что сомневаюсь в их честности. Он может советовать, что выгодно лично ему и быть в сговоре с кем-то, чтобы иметь процент от сделок. Если у вас есть друг, например, в виски-магазине и у вас с ним действительно, подчёркиваю, дружеские отношения, а не коммерческие, тогда он сможет вам помочь собрать интересную коллекцию.

Ваше имя известно, в основном, специалистам, уже погружённым в виски-среду. Не жалеете ли Вы, что не увековечили его в названии бренда, как сделал это Сильвано Самароли?


Когда я делал розливы для “Intertrade”, моя идея заключалась в том, чтобы что-то сделать в шотландском стиле. В ту пору я просто влюбился в эту страну. У меня не было потребности увековечить свое имя. А Самароли был молодец - он шёл к своей цели, для него это была работа всей его жизни. Для меня, я повторюсь, “Intertrade” был просто развлечением, это не было моим бизнесом. Доход мне давал ресторан. “Intertrade” родился как хобби, так и не успев перерасти во что-то большее.

Как Вы думаете, где будет следущая виски-столица мира? Сперва в Шотландии, потом в Италии, а теперь в Китае?


В Италии осталось мало настоящих коллекционеров. Думаю, сейчас больше коллекционеров в Англии, чем в Италии. В странах и крупных городах бывшего СССР, например, в Москве и Киеве, есть много интересующихся виски-коллекционированием. С каждым днём растёт число людей вовлекаемых в этот круг. А самые крупные покупатели дорогих виски — это, конечно же, страны Азии: Китай, Тайвань. В Китае немного тех, кто по-настоящему знает, что такое виски, но много людей, которые хотят покупать его из-за статуса как когда-то в Италии.

Коллекционирование виски

Мы находимся сейчас в том самом принадлежавшим когда-то ему ресторане Trattoria degli Artusti (Трактир художников). Нади с присущим ему чувством юмора резонно спраивает, почему сейчас на столе бутылка Джорджио Амброзио, а не “Интертрэйд”. Все, кто был за столом, смутились: не говорить же ему, что бутылка его бывшей компании, просуществовавшей всего несколько лет, несусветная виски-редкость.


Этот 10-летний Ардбег эпохи возрождения винокурни сопровождает нас всю поездку, как знамя. Купленный, чтобы выпить его за ужином, он растягивается по глоточку и с гордым видом водружается на стол перед Нади под его ироничный взгляд.


Коллекционирование виски

Ардбег был очень неплох, в сладковатом и насыщенном морем стиле. Нади тоже это отмечает и говорит, что это хороший виски, чтобы его просто попить. На что я отвечаю, что таким он был 10 лет назад, а теперь перешёл в разряд коллекционных.


Надо отметить абсолютно спокойную, естественную реакцию Нади на видеосьёмку - словно нет камер, а есть просто неторопливая беседа с понимающими людьми. Он так же аккуратно и не спеша ест традиционное для него блюдо, которое всегда заказывает - прошутто с дыней. Так же, не торопясь, он по утрам, когда есть возможность, с мая по октябрь плавает в море, поэтому бодр, подтянут и свеж. Мы желаем ему долгих лет активной жизни и откланиваемся. До новых встреч!



*fiori (ит.) - цветы



Специально для Whisky Rooms Юрий Щербина



➜ Читать полную версию сайта