room-hobby
image

ИСТОРИЯ МАСКОТОВ

18+

Клуб Whisky Rooms место притяжения очень интересных людей. Каждый может рассказать невероятную историю. Олег Борисов, один из ветеранов клуба, поделился своим хобби - коллекционирование автомобильных маскотов.


Олег Борисов

Начнем разбираться с самого термина. Маско́т, от французского mascotte (человек, животное или объект, приносящий удачу) — талисман, практически любой узнаваемый персонаж, антропоморфный и не очень, олицетворяющий собой: бренд, мероприятие, коллектив, школу, спортивную команду, сообщество, воинское подразделение. В этой статье мы остановимся на автомобильных маскотах.



Radiator mascot — автомобильный термин, эмблема на радиаторе или передней части капота автомобиля. Реже используется, еще один термин – «Hood ornament», автомобильная эмблема, он больше относится к современным эмблемам, но тоже может использоваться. Считается, что традиция украшать капот или радиатор автомобиля фигуркой в качестве эмблемы, обязана носовым украшениям парусных судов. На парусниках фигура символизировала оберег от нечистой силы и злых духов. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов. Людям свойственно верить в сверхъестественное, амулеты, талисманы, и, поэтому фигурки на радиаторах стали как обереги от неприятностей на дороге. Зная, что автомобиль находится под покровительством высших сил, водитель чувствует себя намного спокойнее и увереннее, а значит, смысл во всем этом есть.



Многие автопроизводители захотели, чтобы их эмблема красовалась на крышке радиатора. Крышка радиатора была преобразована в художественную форму и стала способом индивидуализации автомобиля. Пик популярности пришёлся на 1920-е, 1930-е, 1940-е годов, и 1950-е. Как правило, маскоты отливались из металлов латуни, цинка, бронзы, и имели хромированную отделку. Реже встречаются маскоты, из других материалов, например хрусталя. Очень ценятся хрустальные автомобильные маскоты, от дизайнерского дома Lalique. Такие шедевры чаще встречаются в коллекциях посвященных эксклюзивным изделиям из стекла. В годы, когда хром был недоступен, для отделки использовались серебро или никель. Некоторые имели электрическую лампочку для подсветки в ночное время.



К этой повсеместно известной версии, нужно добавить несколько деталей известных только узкому кругу любителей ретро автомобилей. Британская автомобильная фирма «Роллс-Ройс» появилась благодаря совместной деятельности двух самых разных по характеру людей, увлеченных общей идеей людей. Фредерик Генри Ройс был одержим идеей создания самоходных экипажей с бензиновым двигателем. Он начал пробовать строить первые автомобили, которые в итоге свели его с Чарльзом Стюартом Роллсом. Известным гонщиком из рода богатых аристократов, мечтавшего построить собственный уникальный автомобиль. Название компании состоит из фамилий компаньонов.



Приобрести широкую популярность автомобилям помогли известность Ройса, и автогонки, в которых он принимал участие. Марка быстро стала узнаваемой во всем мире. Согласно популярной легенде логотип «Роллс-Ройс» был основана на монограмме скатерти ресторана, в котором обедали Чарльз Роллс и Фредерик Ройс. Эмблема, состоящая из сплетенных букв «R», стоит на каждом автомобиле этой компании. Летом 1910 года во время публичного выступления на самолете Чарльз Роллс погиб. В память о друге и его страсти к самолетам, Генри Ройс основал ставшее позже самостоятельным авиационное подразделение, которое до сих пор производит авиационные двигатели.



Считается, что первая фигурка появилась на капоте Rolls-Royce в 1911 году, когда барон Джон Монтегю заказал фигурку «Silver Ghost» на капот своего Rolls-Royce у известного скульптора Чарльз Робинсона Сайкса. Моделью для скульптуры он выбрал красивейшую девушку, свою ассистентку и любовницу – Элеонору Веласко Торнтон. Барон был известным энтузиастом автомобильной техники и даже акционером компании Rolls-Royce. Его количество акций было небольшим. Но в 1911 году, Фредерик Ройс попал в больницу после аварии, и барон Монтегю возглавил управление компанией. Именно он придумал продавать женскую фигурку как опцию украшения автомобиля.



Джон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке». Каждая фигурка делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса.



Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.



Возвращаясь к истории Элеонор и барона, их роман был недолгим. В 1915 году в разгар Первой Мировой войны влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия». 30 ноября вблизи острова Крит германская подводная лодка атаковала судно. Судно стремительно утонуло. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не смогли спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем. Генри Ройс умер в 1933-м году. Сплетённые буквы «R» на эмблеме фирмы с тех пор всегда имеют черный цвет.



В начале 20 века был популярен и другой автомобиль — Hispano-Suiza. Этот автоконцерн был основан в Испании конкурентом Bugatti и Bentley, позже производство автомобилей переехало во Францию, где его стали называть французским Rolls-Royce. Капот Hispano-Suiza украшала фигурка аиста. У этого маскота, очень интересная история.



Hispano-Suiza выпускала моторы для самолетов. Во время Первой Мировой войны целая эскадрилья самолетов была оборудована моторами от Hispano-Suiza. Фюзеляжи самолетов украшал парящий аист. После гибели французского аса Жорже Гинеме, который командовал этой эскадрильей, компания Hispano-Suiza решила увековечить память о выдающемся летчике, украсив автомобили фигуркой аиста. Считается, что многие первые самолеты в начале ХХ века, имели, в передней части фюзеляжа обереги – маскоты, так же как и парусники. На заре автомобилестроения крышка радиатора находилась отдельно от капота сверху от радиаторной решетки, и использовалась в качестве индикатора температуры охлаждающей жидкости двигателя. В 1912 году компания The Boyce Motormeter Company получила патент на крышку радиатора со встроенным термометром, который был видимым для водителя, с датчиком, который измерял тепло водяного пара, а не самой воды.



Вот так появилась целое направление в искусстве, или мода на автомобильные аксессуары. Украшения капота или крышки радиатора, скульптурами птиц, крыльями и крылатыми людьми использовали для своих творений многие авто производители. Для передачи скорости и неудержимости хорошо подходили изображения стрел и рвущихся вперед фигурок.



Еще один очень интересный факт, компания Ягуар основанная 1922 году изначально называлась Swallow Sidecar («SS»), своё нынешнее имя машина получила в тридцатые годы прошлого столетия, после многочисленных побед на популярных в те годы конкурсах элегантности. Именно тогда на автомобиле появилась надпись Jaguar. Вскоре на радиаторах машин SS появилась и фигурка ягуара, изображённая сейчас на фирменной эмблеме.



Есть интересный факт про другой известный автомобильный концерн ауди. Изначально на ауди планировалась фигурка в виде единицы, но не прижилась. Не остались в стороне и отечественные автомобили. Первая фигурка оленя, украшавшего капот ГАЗ-12, появилась в 1950 году. Выбор этого животного в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода. С самого появления «Волги» её на капотная фигура стала очень популярна; нередки были случаи хищения статуэтки с капота автомобиля с целью продажи или своеобразного «коллекционирования». Поэтому, а также из-за её дороговизны, уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» —обтекаемой фигурой вытянутой формы.



В большом разнообразии автомобильных маскотов есть подвижные фигурки, которые приводились в движение набегающим ветром, во время движения автомобилей. Очень тесная связь была у автомобилистов и авиаторов в начале XX века, эти увлечения появились почти одновременно и часто их развивали одни и те же люди. Очень известные маскоты, авиационные винты-пропеллеры установленные на капоте. Были и маскоты, управляемые из кабины, например денди в шляпе, которую он снимал в момент нажатия кнопки в кабине. Представляете роскошный автомобиль, который подъезжает к даме и фигурка на капоте снимает шляпу! Эффект был потрясающий.



Почему же со временем исчезли фигурки с капотов автомобилей? Все очень просто, их посчитали травмоопасными для пешеходов. Так и закончилась целая эра отдельного искусства в автомобилестроении.


Как и всякие предметы коллекционирования, маскоты можно купить. Основной площадкой, где они продаются, является ebay. Существуют и каталоги. На этом ресурсе можно встретить в основном немецкие, английские и американские бренды, сделанные на индивидуальный заказ и очень редко советские экземпляры. Хотя настоящий коллекционер, находит экспонаты для своей коллекции в очень разных местах.



Специально для Whisky Rooms Владимир Лазарев





➜ Читать полную версию сайта