Жизнь - это движение, а человеческое движение - это перемены, и в случае знакомства с ВелесО, перемены к лучшему: к творчеству, созиданию и единению. Конно-драматический театр ВелесО - первый и единственный в России, в котором в постановках на природе взаимодействие ведётся с профессиональными актёрами и свободными лошадьми, спонтанные проявления которых влияют на ход спектакля. В интервью для клубного дайджеста - российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, основатель и художественный руководитель ВелесО Евгений Ткачук и его супруга и сооснователь театра Марта.
Как и почему вы пришли к созданию театра со свободными лошадьми?
Евгений. С первого курса ГИТИСа нас направляли в систему соединения разных жанров и, чем интереснее будет соединение того или иного искусства, тем энергообъёмнее будет форма, которая найдётся, а самое интересное для творца и человека, который хочет и стремится высказываться - это форма, которая будет языком его творческой жизни. Я много думал, какой же можно произвести купаж, чтобы нашлась интересная мне форма, внутри которой я бы развивался. Я нашёл такое соединение в работе с лошадьми и драматическом искусстве. Провидение само так выстроило мою жизнь, что появились люди, которые направили меня в этом направлении, стали появляться кони и в какой-то момент я приехал на каникулы в Сызрань, где познакомился с тренером, которая предложила мне сделать с лошадьми небольшую сценку. Сценка выросла в 45-минутный спектакль и стало понятно, что это очень интересное поле для творчества, что дальше шаг за шагом набирало обороты, стремилось и развивалось.
Почему ВелесО? Какой заложен смысл в названии?
Марта. С самого начала Женя придумал это название к тогда ещё будущему театру. Велес - это бог славянской мифологии, который покровительствует творцам, поэтам, музыкантам, художникам и животным, а в нашем театре всё это сочетается. В названии ударение ставится на последний слог на букву О, которое символизирует круг, колесо и движение, что символично.
Почему в деревне Лепсари?
Марта. Изначально мы искали место в Москве, но, поскольку я сама из Санкт-Петербурга, поиски осуществляли и тут. Так сложилось, что наш друг режиссёр Николай Дрейден нашёл и предложил нам эту территорию, которая на тот момент стоила очень недорого, но её нужно было привести в порядок. Мы сделали это с помощью волонтёров театра и людей сопричастных, желающих помочь. Территория стала лучше, арендную плату, конечно же, повысили. Но как бы то ни было, людям, театру и коням лучше и комфортнее немного подальше от пригорода и в планах у нас переезд в Приозерск - это направление в сторону Выборга и немного дальше от Санкт-Петербурга, примерно 2 часа езды. Там тоже удобный подъезд на авто, а также живописный вид на озеро Вуокса, где есть островок, на котором, кстати, можно будет показывать какие-то элементы спектакля и перфоманса.
Таких театров только два в мире - ваш и Зингаро во Франции? Направление работы с лошадьми специфично и сложно?
Евгений. Сложно найти людей, которые погрузились бы в исследование себя через коня. Сегодняшний мир устремлён на потребление, поэтому диалог с животным для людей - за пределами реальности живого пространства для них. Сейчас для человека животное - это еда, а не существо, с которым ты общаешься и с которым ты на одной планете, можете договориться и подружиться. Это находится вне мыслеформ обычного человека. Погружаясь в эту философию, нужно посмотреть на коней другими глазами, а это уже выбор пути: сначала ты выбираешь путь, потом - он выбирает тебя, и сойти с него - вырванные годы и слом философии, которую ты набирал и в этом жил.
Сегодняшнее время не даёт возможности даже погрузиться в диалог с конём, потому что у коня нет часов, ни наручных, никаких. Время для коня определяется событием: ты пришёл, мы встретились, мы пообщались и пока нам интересно - это одно событие. Мы не смотрим на часы, а доводим ситуацию до полноценно прожитого события. Люди не позволяют себе такой роскоши - у них есть 15 минут или полтора часа, чтобы поработать с конём, Они прибегают, отфигачили, как на станке, и пошли дальше. Когда ты приходишь к коню, у которого своё настроение если ты его не наблюдаешь, не видишь и не берёшь во внимание, то ты отделен от коня, и идти в работу со свободным конём ты не имеешь права, так как не видишь, с кем ты идёшь. Чтобы начать что-то от него требовать, есть много задач, которые ты должен сформулировать, решить, организовать, начиная от создания спокойствия рядом с собой.
Это очень сложный, но очень интересный путь, а для театра, мне кажется, самый правильный, потому что кони работают через биоритмы Земли, к которым ты подключаешься и в сонастроенности с пространством, погодой и партнёром, в данном случае с конём, находишь те самые природные законы работы внутри твоего, так сказать, сосуда, изобразительного тела. На это уже накладывается та или иная драматургия, она наполняет эти процессы, которые, естественно, не могут быть саморезультативны. Они имеют смысл, когда они просто процесс, а когда этот процесс драматургии наполняется осмысленным каким-то событием, которое артист вносит в диалог с конём, тогда появляется конно-драматический театр.
Это импровизация в большей степени или кони должны запоминать?
Евгений. Есть мизансцены, которые заучиваются конём и человеком через правильную расстановку в сцене и собственное самочувствие. Внутри сцены есть 2-3 точки, которые отрепетированы, сделаны и кони их запоминают, но как и через что ты к ним придёшь уже задача артиста - привести коня в том или ином самочувствии в ту или иную точку. Конечно, каждый раз - это чистая импровизация, идея которой в том, что это живой процесс, и он может и не сложиться сегодня, такое тоже бывает. При этом задача артиста, не теряя действия и сверхзадачи спектакля, оставаться в рамках его истории.
Получается, публика уносит не историю “строго по Чехову”, а впечатления от взаимодействия с природой через более глубокое понимание мира?
Евгений. Да, это живое творчество здесь и сейчас. Мы выбираем направление и тему автора, внутри которого работаем с лошадьми: где-то энергия, где-то спокойный диалог глаза в глаза, где-то строгая собранная сцена. Выбор зависит от самой сцены и от состояния артиста и коня. Немирович говорил: “Окунись в состояние”. Это игровой театр с работой партнёров над состоянием.
Есть понятие иммерсивный театр. Оно как-то относится к вашему театру? Публика влияет на развитие спектакля?
Евгений. Не знаю почему, но мне не нравится это слово - иммерсивный. Есть у него какой-то привкус, я не знаю.
Маркетинговый?
Евгений. Да. В любом случае, даже в обычном театре зритель, что доказано, влияет на происходящее, каждый спектакль очень завязан со зрителями. Вообще, мы стараемся начинать спектакль, когда зрители только выходят из своих машин, приезжая в театр. Бывало, что пока они ещё в дороге, мы уже начинаем спектакль, чтобы они пришли и было ощущение, что они опоздали к началу. Мы уходим от привычности ситуации, когда все ждут, что откроется занавес и начнётся действие, тем более что занавеса у нас нет и вешать его негде. Это очень живой процесс и мы потихоньку приходим к формулировке “весь мир театр и люди в нём актёры”. Наша новая постановка - это тоже постоянный прямой диалог со зрителем.
24 июля состоялась премьера спектакля. Расскажите, пожалуйста, о новой постановке.
Евгений. Это музыкально-философский спектакль “Степан Разин” по мотивам произведений поэта-футуриста Василия Каменского.
Почему выбрали именно эту тему?
Евгений. Вообще, как мне кажется, это очень ценное ощущение - народу почувствовать себя народом, которое давно уже забыто. Собрать сегодня народ невозможно, потому что он сам разобран и не знает, чего хочет. Он болеет, обижается, злится, у него есть поколенческие грехи и нажитый опыт, от которого он не может избавится, а переосознать не решается. Мне кажется, количество жалующихся людей сейчас зашкаливает, а осознать, что есть внутренние резервы, внутреннее понимание как быть и своё право - даже намёка сейчас на это не возникает. Важный элемент в теме “Степана Разина” - это диалог с народом, а его имя давно стало нарицательным и ассоциируется у нас с возможностью взять это право - то, о чём он говорит во всех произведениях, кто бы ни брал Степана Разина, как героя подобного Иисусу Христу, который берёт на себя, стиснув зубы, всю боль за весь этот народ.
Но при этом то, что он предлагает и та тема, которую он несёт, это воля. Важно понимать, отчего и почему, и в этом качестве ставить вопрос перед народом - не против кого, а отчего, почему и чего ты хочешь, потому что против направлено на разрушение, это гиблый путь, мы прошли через большое количество революций и кровавых переворотов, которые ни к чему не приводят - один воровской правящий слой сменяется на другой воровской правящий слой, это закономерность, в которой народ всегда остаётся не в удел. Это диалог не против, а вместе и во имя чего-то. В контексте Каменского - во имя русского языка, священного и всемогущего, который имеет возможность, как футуристический кулак, создавать великие вещи: Чехов, Гоголь, Хармс, Ахматова, Введенский - те люди которые научились словом сотворять миры.
В теме Разина в версии Каменского народ должен осознать другую возможность этого бунта и что в первую очередь менять - нужно просто увидеть землю, на которой ты находишься, и людей, которые рядом с тобой, и, наверное, с этого нужно начинать: полюбить рядом с тобой стоящего не просто как отговорку, а действительно понять, что мы вместе, что на сегодняшний день невозможно и невыполнимо, нас разделили максимально. Это спектакль-фиаско и ничего не получится, потому что каждый в своём телефоне, каждый со своим бэкграундом, у каждого своя позиция на тот или иной счет. Но вот вот этот разговор и диалог с народом - это самое интересное в этом спектакле как высказывании на тему Степана Разина.
На спектакль можно приехать с детьми?
Евгений. Спектакли, всё-таки, не для детей. По крайней мере, “Степан Разин” - это точно 16+. Я бы не торопился их в эти темы погружать, нужно быть поосторожней. Детям можно ещё пожить, не заморачиваясь, а вот родители должны задуматься или хотя бы иногда вспоминать об этом. Дети открыты, честны и настолько беззащитны, что можно надломить психику, особенно в таком живом пространстве, где есть лошади, с которыми ребёнок очень открывается. Это про внутреннюю правду, которая в какой-то момент становится важнее естественного движения природы. Чем позже человек это начинает осознавать, тем лучше и тем у него меньше травм, и он вырастет более целостным.
Сколько артистов задействованы в театре?
Марта. Постоянной труппы артистов у нас нет, мы подбираем артистов на конкретную постановку. В постановке “Степана Разина” участвуют 10 человек.
Верно ли, что на приобретение коней для будущего театра был потрачен гонорар от съёмок в сериале “Жизнь и приключения Мишки Япончика”? Как собирали команду коней для театра?
Марта. Гонорар от съёмок в сериале Женя частично потратил на покупку трёх коней, которые позже участвовали в сериале “Тихий Дон” Сергея Владимировича Урсуляка, где Женя играл Григория Мелехова. Остальные появились по-разному: кого-то подарили, кого-то купили, один конь пришёл к нам их фонда по спасению лошадей “Я свободен”.
Кони в театре одеваются в амуницию?
Марта. Марта. Мы используем амуницию, когда необходимо, но никогда не используем трензеля, железо и всё, что причиняет боль коню. Мы стараемся взаимодействовать с ними на доверии, а не на подавлении и причинении боли. В этом смысле амуниция - это не плохое слово или какой-то негативный момент, но она должна быть адекватной.
Что нужно театру, чтобы он успешно развивался?
Евгений. Нужны единомышленники и, слава Богу, их с каждым годом становится всё больше и больше, это самое радостное и ценное. Конечно, деньги - не лишнее и периодически тоже требуются. Но когда есть единомышленники, и деньги как-то находятся.
Раз в месяц мы делаем волонтёрские дни и мне очень нравится, как развивается наше волонтёрское движение внутри театра. Я потрясён, насколько наш русский человек готов к этому и я не верил, что такое в нашей стране возможно. Но люди едут даже из других городов в эти дни. Приезжают и впахивают с утра до вечера. В периоды межсезонья нужно достаточно много рук, чтобы всё за день-два сделать. Потом после всех работ мы садимся у костра и долго ещё общаемся, очень душевно всё проходит. Я рад, что людям интересно, что они соскучились по такой простой совместной работе, как в советское время, когда был Первомай и все вместе собрались поработать в каком-то наслаждении и радости жизни.
Что касается развития, то хотелось бы в Приозёрске организовать рекреацию, которая могла бы принимать тех лошадей, которые уже не нужны хозяевам. Много таких ситуаций - люди дарят другу другу лошадей, а потом некому ими заниматься, они стоят на конюшне и с ними не знают, что делать, а на мясной завод жалко. Там же они круглогодично будут на свободе. Такая организованная рекреация, где есть свобода и жизни под открытым небом, много общения, еда зимой, а летом жизнь на свободном выпасе, даст очень стабильных и адекватных коней для театра. Конечно, будут ветеринарные службы, которые будут круглогодично следить за их состоянием. По сути, это организованное планомерное создание табуна мустангов, из которого периодически будем брать коней для участия в спектаклях.
Театр - это автономная некоммерческая организация, но театр не может существовать без финансовой поддержки. Какие организации вас поддерживают? Поддерживает ли государство?
Марта. Конечно, пока это всё мало похоже на бизнес и не приносит прибыли, которая могла покрыть даже минимальные затраты. Маркетологи предлагали нам менять основную концепцию театра и мы пытались поднять уровень прибыли и заработка, но каждый раз отказывались от этой идеи, оставаясь верными той идее, которую изначально вложили в это дело. В итоге, пришли к тому, что основное направление, которое в перспективе может принести финансовое развитие - это организация инфраструктуры: рестораны, отели, предложения для развлечений, катера, лодочки, рыбака. В Приозёрске мы хотим построить большую творческую деревню, в которой будет где остановиться на несколько дней и будет решён вопрос с полноценным питанием. Планируем сделать всё очень интересно и экологично. В центре всего этого будет наш театр как основа нашего проекта, который будет жить со своей философией и со своей миссией и принципами, не меняя их.
Сейчас есть меценаты и люди, которые нам помогают от души, но они не любят говорить об этом и просят нас не оглашать фамилии. Не могу сказать, что именно государство нас поддерживает, если говорить о муниципальных каких-то образованиях, несмотря на те награды, которые мы завоёвываем и которые публикуются на сайте Всеволожского района. Нас поддерживает Фонд президентских грантов вот уже третий раз. Также мы провели несколько краудфандинговых проектов, люди откликнулись. Но основная финансовая нагрузка лежит, конечно, на гонорарах Жени за съёмки в кино. Если говорить не и финансовой помощи, а о помощи руками или услугами - это наши волонтёры, количество которых какое-то невообразимое. Это очень важная часть нашего проекта.
Президентские гранты - это был ваш запрос?
Марта. Запрос на получение гранта нужно подавать. Они бывают разные, но президентский грант - самый понятный и простой, не нужно заполнения большого количества бумаг, он лёгкий для реализации даже для человека, который слабо в этом разбирается. Сам запрос, получение и реализация и отчётность не составляют труда. За это большое спасибо тем, кто придумал и воплотил это в жизнь.
За шесть лет после создания театра было много спектаклей и вы получили много наград. Какие самые значимые можете назвать?
Марта. Наша первая большая награда - специальный приз жюри театральной премии “Прорыв” за спектакль “Священный полёт цветов”, которая, на наш взгляд, одна из самых независимых театральных премий, поэтому нам было очень приятно получить такую награду и то, что они нас отметили. Мы победили в номинациях как лучший проект искусства в комитете по туризму Ленинградской области и стали лучшими в нашем направлении по версии сайт TripAdvisor. Из самых значимых, наверное, вот эти три.
По ощущению, искусство это камерное и даже интимное, потому что это диалог с душой. Какое количество публики оптимально?
Марта. Верно заметили. То, что мы делаем, не масс-маркет. Небольшое количество зрителей даёт возможность в полной мере ощутить атмосферу и тот посыл, который мы бы хотели донести, успеть пообщаться, обменяться энергетическими потоками с людьми и лошадьми.
Основная аудитория, которая целенаправленно приезжает на спектакли, это петербуржцы?
Марта. Очень много людей приезжает со всей России, даже из Красноярска и Новосибирска. Москва приезжает. Петербуржцы, конечно, приезжают, но не так много. В Питере о нас мало знают, возможно, потому, что у нас сейчас не очень большой бюджет на рекламу, но, может быть, и потому, что здесь зритель перенасыщен предложениями культурного и развлекательного характера.
В театр удобнее добираться на машине или своим ходом?
Марта. Примерно 50% посетителей приезжают на авто и 50 - своим ходом. Своим ходом есть преимущества - не нужно стоять в многочасовых пробках.
Возможно приехать за пару часов до начала спектакля?
Марта. Приехать раньше в дни спектаклей невозможно, как и в любом, наверное, театр нашей страны. Мы являемся частным театром, в котором работают сотрудники с определённым графиком, с территорией, которая используется по-разному в разное время, и у нас проживают кони, в присутствии которых без соблюдения правил техники безопасности и специального сотрудника находится строго запрещено. Но кроме спектаклей, есть другие направления мероприятий - например, фестивали и мастер-классы по различным творческим направлениям и взаимодействием с конями, которые проводят как наши друзья, так и сам Женя, на которые можно приехать и провести весь день на природе. Они проходят примерно с 12:00 до 23:00. И тут, конечно, не только тематика самого мероприятия, но и много общения, мы вместе готовим вкусные обеды на природе.
Евгений. В дни спектаклей организовывается трансфер от метро Ладожская, недалеко от нас есть гостиничный комплекс “Маяки”, который находится прямо на Ладоге, и там можно остановиться на несколько дней, если кто-то едет из других городов.
Есть мероприятия для посетителей с детьми?
Марта. Да, это 6-часовая творческая лаборатория “Велесёнок”, предусмотрен обед, который включён в стоимость билета. Все длительные мероприятия предполагают возможность перекусить, пообедать или поужинать.
Следующий сезон будет уже в Приозерске?
Марта. События и мероприятия проходят круглый год, но сезон спектаклей - это конец весны, лето и ранняя осень. Мы сейчас подали заявку на ещё один проект Фонда президентских грантов в фонд творческих инициатив и предложили нашу творческую деревню как проект. Если получим поддержку, возможно, переедем уже в следующем году, но, в любом случае, в деревне Лепсари будет ещё одна премьера следующим летом, потому что уже есть договоренность с Николаем Дрейденом о постановке следующего спектакля именно там.
По телефону можно уточнить актуальное расписание?
Марта. Да, наш администратор Татьяна расскажет всё интересующее в подробностях. Звоните по всем вопросам +7 812 660 50 11.
Благодарю за беседу.
Билеты на спектакли и мастер-классы можно приобрести на сайте.
Сайт / Вконтакте / Инстаграм / Фэйсбук
Специально для Whisky Rooms J.Смóлян