room-art
image

ПАТРИАРХ ТОМСКОГО АВАНГАРДА

18+

Продолжаем знакомить вас с художниками Сибири, изучаем феномен сибирского искусства, его особенности и самобытные черты.





Я выбрал замечательного сибирского художника-бунтаря, авангардиста, символиста Петра Гавриленко, так как, прежде всего, лично с ним знаком, и, благодаря общению с ним, получил возможность посмотреть на прежде понятные вещи другим взглядом.




Пётр Павлович Гавриленко — томский живописец, член Союза Художников СССР и Российской Федерации с 1993 года, член Союза монументалистов, скульпторов, дизайнеров, пост-авангардист, сумевший вывести на новый уровень использование аллегории и символов, родился 20 июня 1953 года в деревне Дачное Красноярского края. Закончил Красноярское художественное училище в 1972 году. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях городов Сибири, Москве и в зарубежных коллекциях - Франции, Германии, США, Австрии. В соавторстве с Ю.И.Фатеевым выполнил ряд монументально-декоративных росписей, более 300 кв.м.


Пётр Гавриленко. "Медитация", 1982г.



С миром искусства обычных деревенских мальчишек братьев-близнецов Гавриленко познакомил учитель рисования сельской школы, который разглядел в них талант, занимался с ними после уроков, давал читать книги по искусству. А спустя годы, никогда не читавшие газет, они увидели в какой-то газете объявление о наборе в Красноярское художественное училище и поехали в Красноярск.


Пётр Гавриленко. "Покров", 2012г.



Николай Павлович Гавриленко обосновался в Санкт-Петербурге и уже много лет является художником-декоратором Мариинского театра, а Пётр Павлович так и не решился покинуть малую родину. Много позже журналисты назовут Гавриленко, ставшего неотъемлемой частью культурного бомонда, патриархом томского авангарда. Вероятно за то, что с самого начала 1980-ых он один из немногих в Сибири следовал в русле «метафизического реализма».


Пётр Гавриленко. "Бегство в Египет", 2003г.



Поколение 1970-ых закодировали свой живописный язык, предоставляя зрителю возможность догадываться о смысле картины, вернули цвету символическое значение, привнесли метафизичность, бестелесность, нематериальность человеческих фигур. Одним из авторитетов в искусстве для П.Гавриленко стал тоже красноярец Андрей Поздеев, с которым он был дружен и которого считает своим учителем. Как представитель своего поколения Пётр Гавриленко создал свою художественную систему и свой метафизический, уникальный, авторский контекст.


Пётр Гавриленко. "Мясорубка", 1982г.



Его метод узнаваем. Он пришел к плотной и графически чёткой живописи. Постоянными атрибутами стали насыщенный локальный цвет, плоскостность и избирательно проработанная фактура. При этом искусство художника исполнено философичности, социальной остроты и глубинных библейских смыслов.


Пётр Гавриленко. "Тайная вечеря", 2010г.



“Вообще, я противник внедрения в картину сюжета, литературности. Считаю, изобразительное искусство должно показывать, а не рассказывать. Когда сюжет преобладает, как в работах передвижников, когда возникает какое-то нравоучение – это мне не по душе. Живопись должна воздействовать, вызывать эмоции цветом и формой, не изреченным образом, не сюжетом, который можно пересказать”.

- Пётр Гавриленко


Пётр Гавриленко. "Озеро Радужное. Спящий Саян", 2014г.



“Моя тема в творчестве - жизнь, что такое человек, жизнь человека на земле... глобальная, но уж я извиняюсь”.

— Пётр Гавриленко


Пётр Гавриленко. "Херсонес. Крым", 1986г.



“Жизнь художника — это вечное неудовлетворение, вечное мучение, вечное страдание... Вспышки бывают такие короткие, которые нас и манят, и не дают бросить это окончательно. Потому что столько уже замечательных художников было на свете, что ты себя невольно сопоставляешь с ними и думаешь: всѐ, не надо бы этим даже и заниматься. Но вот бывают эти маленькие эйфории… с одной стороны, а с другой стороны, это наш путь, это наше… самочувствие, высокопарно сказать, самопознание… Но мы действительно, даже если и не красим, то в мыслях что-то все время ворочаем, переворачиваем… находимся в этой нескончаемой динамичной медитации”.

— Пётр Гавриленко




“В искусстве должна быть метафизическая составляющая, поэтому меня печалит то, что сейчас происходит в музыке, кино, искусстве. Все настоящее вытесняет продажный гламур”.

— Пётр Гавриленко





Специально для Whisky Rooms Александр Рокотянский



➜ Читать полную версию сайта