BLUESIANA

18+

Есть такой миф, что джаз и блюз – музыка африканская. На самом деле – нет. Ее аналогов в африканской музыке не существует. Эта музыка могла родиться только в США, в тех социально-экономических условиях, которые существовали в конце 19 — начале 20 столетия. На протяжении 300-350 лет в США продолжался импорт товара, который сделал эту страну самой конкурентноспособной на рынке 19 столетия, поскольку предоставлял бесплатную рабочую силу. Это работорговля. Из Западной Африки в течение трёх с половиной столетий было вывезено около 3,5 миллионов человек.

Их перевозили в трюмах с западного побережья Африки до восточного побережья США, а также к странам Карибского бассейна и в Бразилию. По статистике, выживало 60-70 процентов людей. Их везли на протяжении двух-трех недель, без еды и практически без воды. Но по меркам того времени это считалось допустимой потерей, поэтому создавать рабам комфортные условия никто не собирался. В Америке рабов продавали на плантации.

Юридическую свободу чёрные получили в 60-е годы XIX столетия в результате гражданской войны. Реальное освобождение людей из рабства произошло только к 90-м годам XIX столетия. Экономическую свободу они не получили, и продолжали работать на тех же полях, только за долю урожая.

Почему африканцы быстро забыли родной язык

Рабов одного и того же племени на севере Америки никогда не продавали на одну и ту же плантацию. Для чего? Чтобы все рабы, которые попали на одну и ту же плантацию, говорили между собой только на английском и надсмотрщики их понимали. Таким образом, именно в Северной Америке в течение двух поколений возникла ситуация, когда рабочая сила стремительно утратила свои корни, свою культуру. Эти люди уже во втором поколении не помнили ни песен своей родины, ни даже языка. Именно в Северной Америке музыка, которую привозили с собой африканские музыканты, стремительно утратила конкретные племенные признаки.

Три особенности чёрной музыки

Обычный африканец музыкой специально не занимался – музыка представляет фон всей его жизни: на поле он поёт, а вечером дома танцует. Это не потому, что они артисты и получали за это деньги. Просто музыка - важнейшая часть его жизни. С этой музыкой африканцы попадали в Америку, и, забывая свой язык и свои традиции, тем не менее, сохраняли общие черты, характерные для музыки Западной Африки.

Один из признаков африканской музыки – полиритмия, то есть одновременное развитие множества взаимоувязанных ритмических линий. Для африканца это совершенно естественно: когда он танцует, у него одна нога топает один ритм, вторая нога – другой, а ещё он похлопывает себя ладонью по бедрам и животу. Естественные звуки танцующего человеческого тела образуют разные ритмические линии. В европейской культуре совсем не так — здесь есть понятие регулярного ритма, где есть деление музыкальной ткани на такты и в них есть сильные и слабые доли. Если мы привыкли хлопать на сильную долю, то африканец, наоборот, слышит слабую, и хлопает на вторую и четвёртую доли. Это важнейшее внешнее проявление полиритмии африканской музыки.

Второй важнейший признак – так называемые лабильные тона. Африканская музыка построена на натуральном звукоряде. Когда африканец поёт, он понижает тона и полутона, как нам кажется, произвольно. Это и называется лабильный, то есть подвижный, тон.

Если в европейской музыке существует понятие полифонии —  когда мы слышим одновременное звучание взаимоувязанных голосов, то в афроамериканской музыке одновременно звучащие разные голоса не взаимоувязаны. Этот признак называется гетерофонией.

Трудовая песня, «кричалки» и спиричуэлс

Отсюда — три жанра народной афроамериканской музыки, три вида афроамериканского бытового музицирования, не имеющие аналогов в африканской музыке в чистом виде. Первый — трудовая песня (work song). Это то, что поют хором, работая в поле или на постройке дороги или дамбы. Это коллективная песня под одновременные трудовые действия — удары топора или удары киркой по камню.

Другой жанр связан с индивидуальной песней. Он называется holler – «кричалка». Во-первых, её поет один человек, во-вторых, у каждого работающего человека свой собственный holler, он сам его сочиняет. И он становится его звуковой подписью. Выходишь утром на плантацию, которые рабы очищают от старых кустов хлопка, и слышишь —  здесь работает Старый Джон, а там — Седой Билл, потому что ты слышишь их песни.

Третий жанр афроамериканской песни - Spirituals (спиричуэлс – дословно «духовные»). В 18 веке рабов начали крестить. Протестантские проповедники объясняли африканцам основы евангельской веры и они восприняли христианство всем сердцем. У них появились собственные церкви. Особенности службы в афроамериканских церквях положили основы новому виду музицирования - спиричуэлс.

Кто впервые начал записывать чёрных музыкантов?

В начале 20 века в Америке работал фольклорист Джон Ломакс, который внимательно изучал эти виды афроамериканского музицирования. Именно Джону Ломаксу мы обязаны тем, что он на переносном приборе сделал первые аудиозаписи. Он записывал звук на магнитную проволоку. Несмотря на то, что прибор весил 70 килограмм, его можно было переносить с места на место. Специально для этого прибора возили бензиновый движок, который давал электрическое питание. Начиная с середины 1930-х годов вместе с Джоном Ломаксом начал ездить его сын Алан, которому было суждено стать первым историком афроамериканского фольклора, но его книга так и не переведена на русский язык. Она называется «The Land Where the Blues Began» («Земля, где начался блюз»).

После Второй мировой войны Алан Ломакс еще раз проехался по тем местам, где он ездил вместе с отцом, и нашел стариков, которые еще помнили work songs и hollers, побывал в церквях, где все еще исполняли спиричуэлс. Последние к тому моменту в городских церквях сменил новый духовный жанр – госпелс. Отличается он от спиричуэлса тем, что это сольное пение, которое подхватывает хор, а не коллективное пение всего церковного хора.

Переход от спиричуэлс к госпелс был связан с тем, что методистские и баптистские церкви перешли от приходского совета к пасторам. Теперь не приходской совет контролировал пожертвования, а лично пастор. Для того чтобы вырвать власть из рук пожилых дам, которые составляли основу совета, пастор отменил прежнее хоровое пение. Прошло 10-12 лет, и на всей территории США, за исключением сельского юга, в афроамериканских церквях зазвучали госпелс.

Когда родился блюз

В отличие от представлений, которые дают нам голливудские фильмы, блюз – это не музыка, которая идет из глубины веков, где люди в рабочих комбинезонах играли ее на гитарах, сидя у костра. Никаких гитар в обиходе в США не было – это был дорогой привозной импортный инструмент. Только в 1890 году началось производство первых доступных гитар. До этого гитара стоила 30-40 долларов, а это были огромные деньги. Основным инструментом было банджо, которое делалось из сигарной коробки. Банджо мог собрать из любой коробки практически каждый человек, который аккомпанировал своему пению.

Первым человеком, записавшим блюз нотами, был профессиональный музыкант, композитор Уильям Кристофер Хэнди, который называл себя «отцом блюза». Впервые он услышал блюз в ожидании поезда. Это произошло в 1903 году. Как-то раз он путешествовал по штату Техас и проснулся от неслыханных звуков. Как он сам вспоминал в своей автобиографической книге «Отец блюза», рядом с ним сидел тощий разболтанный негр в комбинезоне и играл на гитаре, скользя по струнам обратной стороной ножа, который он держал в левой руке. Нетрудно догадаться, что речь идет о блюзовой технике игры слайдом, который представляет собой металлическую трубку, надетую на мизинец исполнителя. В то время слайдов не производили, и музыканты либо надевали на мизинец отбитое бутылочное горлышко, либо водили по струнам обратной стороной ножа, добиваясь скользящего, лабильного тона на гитаре.

Негр, которого увидел Уильям Кристофер Хэнди, пел всего три строчки: «Goin' Where The Southern Cross The Dog» («Я еду туда, где Южная пересекает Собаку»). На самом деле Southern и Yellow Dog – это две железнодорожные линии в Техассе. Этот парень просто рассказывал о том, что он едет до пересадки на линию Желтый Пес. Таким образом, блюз как вид высказывания появился в начале 20 столетия. Другое дело – что сами музыканты свою музыку так не называли – они называли их «балладами».

Слово «блюз» впервые появляется в печати в 1912 году, а как название вида музыки – только в 1914-м. С этого момента мы можем говорить о том, что видим сформировавшуюся профессиональную афроамериканскую музыку примерно такой, какой мы ее знаем по ранним записям 1920-х годов. Дело в том, что афроамериканских музыкантов до 1920-х годов на пластинки не записывали. Поэтому ни как формировался блюз, ни как формировался его близкий родственник джаз, мы в точности не знаем. Мы знаем об этом только по описаниям, по анализу бальных карточек, которые были в Нью-Орлеане. Именно здесь появились первые записи джаза.

Нью-Орлеан до 1806 года был частью Франции. Наполеон Бонапарт продал Луизиану Соединенным Штатам Америки за 6 миллионов золотых долларов, и там осталось большое количество людей, говоривших по-французски, в том числе такая часть городского населения, которой больше в Америке нигде не было – свободные черные. Черные на юге США были, как правило, рабами. В северных штатах были черные, которые выкупались из рабства. В Нью-Йорке в середине 19 века было большинство свободных черных. Но на юге свободные черные жили только в Нью-Орлеане, у них были французские фамилии. Кстати, большинство ранних джазовых музыкантов имеют французские корни. Например, Джелли Ролл Мортон – пианист и композитор, который называл себя изобретателем джаза, на самом деле - Фердинанд Джозеф Ла Мант.

Блюз в лицах — тема для следующей статьи.

 

Специально для Whisky Rooms Кирилл Мошков

 

Мы с радостью анонсируем третье издание книги Кирилла Мошкова "Блюз. Введение в историю", которую можно приобрести в книжных магазинах города.