room-art
image

КОД ДОСТУПА

18+

Наш  разговор сегодня с художником Валерием Мироновым, чьи картины с успехом экспонируются на международных выставках и арт-салонах и расходятся по частным коллекциям мира.


Так получилось, что один из первых вопросов моих был о том, сколько времени в сутки Валерий работает. На что он ответил, что достаточно много, часов 10-12. Через некоторое время он подошёл к мольберту и те несколько часов которые мы проговорили, он параллельно работал над своей новой картиной.


Вы пишите в очень непохожей ни на кого своей манере. Расскажите немного про Ваш стиль?


Наверно, это сильно пафосно будет, но ты понимаешь, что ответственен перед вечностью. То есть, ты такие вещи делаешь, которые будут в вечности. Для этого они должны стать антиквариатом, а антиквариатом становятся те вещи, которые своей красотой и гармонией переживают поколения. Нет некрасивых антикварных вещей, хотя во все времена делались и мыльницы, и пошлые штучки - разные вещи делались. Но именно красивая вещь переживает поколения и уже потом начинает оцениваться с точки зрения вот какой-то такой единицы.


Свой стиль... Мне кажется, это не обманывать самого себя. Быть самокритичным. Общество обмануть легко, оно малообразованно в каких-то вещах и достаточно доверчиво. Пиши длинноногих красавиц с обнажёнными ягодицами и пышной грудью - у тебя будет определенный один сегмент покупателей. Пиши чиновников, портреты их важные, реалистичные - у тебя будет другой контингент. Пиши котиков, улыбающихся и наивных, с большими глазами - третий...


Толстой кажется сказал, что искусство - как болезнь. Можно заразиться, например, Шиллером или Гёте. То есть, ты понимаешь, насколько это классно, получаешь от этого восторг.


Хотелось бы делать вещи вне пространства, времени и культуры. Культура - это как вибрации. Мне импонирует, что люди, которые оценивают мои картины и понимают мой стиль, делают это осознанно и мы с ними находимся в резонансе.


Ходите ли Вы на выставки других художников?


Я люблю в музеи ходить. Именно в музеи. Могу там просто сесть и наблюдать за картинами. Мало того. Когда ходишь в музеи, сравниваешь, когда ты ходил школьником и видел одно, и теперь, когда за плечами столько лет работы, ты уже смотришь профессионально. Сейчас, например, рассматривая и наблюдая, можно иногда совершенно отчётливо увидеть, сколько времени художник потратил на прорисовку какого-то элемента, при каком свете работал, писал с натуры или по памяти, детали, настроения, иногда даже мысли. По работе можно увидеть целую жизнь.


Покупатели находят свои картины или у картины есть свой владелец?


Бывает, что и так, и так. Человек в картине видит свою собственную историю. На уровне считывания каких-то тонких вибраций. Много разных определений есть. На уровне какой-то неосознанности ты с информационного слоя снимаешь тоненькую стружку и наматываешь её на кисточку. С точки зрения логики - это невозможно объяснить.


Или вот история. В 90-х товарищ мне говорит: «Валера, можно я к тебе друзей отправлю? Они видели на даче у меня несколько твоих работ. Очень понравилось». Я говорю: «Можно». Дальше объясняет, что они хотят своему другу на юбилей какую-то картину со смыслом подарить. «Я сказал - идите к Миронову, у него все картины такие».


Вообщем, приезжает на трёх машинах бригада, все в цепях. А у меня одна из картин в мастерской — слон, рядом японская веточка выписанная, а на ней мышка, которая смотрит на слона и размером с его глаз. И удивлённый такой глаз слона. И вот они заходят и видят эту картину. Cразу все почему-то перекрестились. Берут молча эту картину и выходят. Один их них барсетку открывает. Сколько? Я называю. Без вопросов отдаёт. Есть выражение: «художник не продаёт свои картины, а уступает за творческий гонорар, который его устраивает в данное время в данном месте». Так вот. Они мне говорят: «Завтра приходи в ресторан».


Прихожу, все встают, с золотыми цепями, у всех с левой стороны оттопыривается что-то под пиджаками, учтиво здороваются, наливают, выпиваю. «Объясни нам - как?». Я говорю: «Что как?». «Понимаешь, мы голову ломали, не знали что купить в подарок. Зашли в мастерскую и как только вошли - эта картина. Дело в том, что кликуха у юбиляра ещё со школы - Слон. Он такой здоровый и неуправляемый. Если кто-то им может рулить, так это его молодая жена. И он её называет Моя Мышка. Мы эту картину на руках внесли в зал вчера. Весь зал встал и аплодировал».


Ваши картины оригинальны, притягательны, но почти всегда трудны для понимания? Есть какой-то ключ, некий код доступа?


Умные мысли, если их записывать на бумаге, очень уязвимы. А если ты эту мысль филигранно выписываешь и вкладываешь время, то уже общество на неё смотрит и понимает, что это вещь неординарная, что второй такой вещи рядом быть не может.


Человек будет смотреть на форму, которая обозначена мыслью, у него тоже включится мысль. А если у человека будет включаться мысль, то маловероятно, что он будет делать плохие вещи. Плохие вещи человек делает на уровне реактивного восприятия: меня толкнули - я толкнул,  наступили - я наступил, меня обхамили, я сейчас так обхамлю, что весь автобус разбежится. А если человек начинает задумываться: ну толкнули - извинился, ты толкнул - ты извинился. То есть получается состояние размышления, какой-то такой настрой.


Культовые вещи для этого и предназначены, чтобы человек осмыслял своё сосуществование и понимал, что он находится в красивой и гармоничной природе, просто человек этого не замечает.


Когда в древних храмах  исполняли  ритуальный танец, они делали это не для “напиться пива”, а это была некая гармонизация пространства. В своём творчестве я тоже пытаюсь это пространство не то, чтобы гармонизировать, а обобщить, воссоздать, чтобы получилось что-то новое. А так как это небыстрый процесс, то и получается непохоже.


Римский Папа при росписи Ватикана сказал фразу: пиктура квази текстура. Картина как текст, как рассказ. Если вы не знаете мифологию, вы не поймёте изображения многих картин Средневековья, Возрождения. Будет многое непонятно. Любое изображение сопровождают определённые знания.


Картину покупают в частную коллекцию. Название картины знает только владелец, его близкие и семья. И на протяжении других поколений он будет иметь возможность посвящать кого-то в эти знания или не посвящать. Этому я расскажу, как картина называется, а этому я не расскажу. И если ты хочешь узнать, близок мне другой человек так же, как ты, и даже если он называет себя моим другом, ты спроси у него про эту картину. Если он не знает название, значит, он не такой близкий, как ты. И этим будут пользоваться его сыновья, внуки, правнуки. Это будет как доступа в близкий круг, когда знают какую-то вещь о тебе только посвящённые.


Некоторые мне говорят, что есть мистика какая-то - друзьям картина нравится, а людей со стороны она пугают. Картина может нести охранную функцию. Знакомый рассказывал, что у него висела картина уже лет 20. Пришёл в гости какой-то человек. Спрашивает: “Что это? Фотография, репродукция?” И стал руками трогать её. Мой знакомый ему: “Осторожно, это непростая вещь. Она магическую силу имеет”. Тот отошёл, сел на стул и стул под ним тут же сломался.


В каждую картину вложено много времени и энергии. Получается, что это очень энергетическая вещь.


Вы пишите картины на заказ?


Берусь за заказы, если человек понимает, что он заказывает и у кого. Но пишу только в своей манере. Не просто портрет, например, а психологический образ, который будет соответствовать данной личности.


Ситуация. Приходит человек и говорит: «Я хочу сделать подарок своему компаньону. Он занимается бриллиантами. В подарке нужно, чтобы были бриллианты. Он любит курить трубку, поэтому должна быть трубка. Он покупает у меня швейцарские часы. Нужны часы. По году рождения он тигр. Он собирает всяких тигров, целая коллекция».


Ситуация кичевая. Что делать? Тигр в часах с трубкой? Банально. Рисовать тигра, у которого рука торчит изо рта, а на ней бриллианты и трубка? Что ещё? Спрашиваю, на кого похож друг? Если издалека - на Чубайса. Только полнее. Хорошо. Я пишу во весь холст в расфокусе в три четверти морду тигра, который смотрит на тебя. Глаз у него большой и акцентированный. В глазу тигра - картина большая и глаз сантиметров пять получается - я рисую отражение человека, который похож на Чубайса, который сидит за столом, курит трубку и показывает на часы, а на мизинце у него бриллиантовое кольцо. Издалека ты видишь тигра, а если будешь рассматривать, что у него в глазу ты увидишь этого персонажа.


Что невозможно выразить?


Языком творчества можно выразить всё. Невозможно выразить то, что ты не знаешь. Вкус другого человека, например, потому что ты его не знаешь.


Какую литературу Вы читаете?


Сейчас - бессмертную поэзию самураев. Люблю историческую литературу, Ефремова. Публицистику Амфитеатрова. Эзотерику читаю, Аллана Кардека, например. Чтение литературы - это разговор с умным человеком. Чехов хорош в описании своего времени. Есть очень интересные сказки, причём когда читаешь, понимаешь, что это такой сюрреализм. Японские, тибетские сказки, сказки Бирмы. Историю религий, возникновение различных культов. Древних греков, апокрифы. Интересно почитать то и узнать что-то, чего раньше не знал.


В кино ходите?


Нет. Предпочитаю смотреть фильмы дома на большом экране. У меня в мастерской есть проектор. Взять виски и неторопливо посмотреть Тарковского, Джармуша, Пазолини. Когда несколько раз смотришь что-то, каждый раз находишь что-то новое.


Чем вам нравится заниматься в быту?


Люблю готовить. Мне кажется научить человека готовить - это так же, как научить рисовать. Это ведь тоже элементы соотношения вкусов. Здесь должны присутствовать и гармония, и ритм, и всё остальное.


Важный навык - уметь продавать. Как Вы считаете, Вы владеете искусством продаж?


Вот чего не умею, того не умею. Если бы я был хорошим продажником, я был бы только рад.


Как купить Вашу картину? На какой рассчитывать бюджет?


Есть элемент количества времени, вложенного в полотно, так как я пишу кропотливо. Если работа написана, например, за месяц - у неё одна цена. Если за шесть месяцев - другая. Бывает, что работу пишешь год.


Весь вопрос - на уровне договориться. Если картина нравится, но бюджета нет, возможен обмен. А почему нет? Так как это не галерея, то всегда можно обсудить такие моменты. У меня есть коллекция африканских статуэток, музейная вещь. Сам себе такую я бы не позволил. Она пришла ко мне именно так.


Да я ведь и говорил уже, что есть отличное выражение: “художник не продаёт свои картины, а уступает за творческий гонорар, который его устраивает в данное время в данном месте”.


Вы участвовали более, чем в пятидесяти выставках по всему миру - в Милане, Цюрихе, Нью-Йорке. Какая цель участия в крупных арт-салонах?


Больше пятидесяти, да. Да уже и перестал считать их. Своё творчество, конечно, интересно показать, но и не менее интересно пообщаться с художниками, например, из Японии, Австралии, Чили.


Что касается России, то наши средства информации глобальные культурные мероприятия не освещают. Вот, например, АРТ-Пермь. Это 2016 год. Очень хороший уровень. В прошлом году АРТ Россия в Нижнем Новгороде. За 10 дней более 10 тысяч человек прошло. Это колоссально. Организация на высоком уровне. Местные каналы целыми днями всё это показывали. Включаешь московские каналы - тебе показывают, что в Лувре выставляются мексиканские художники, день рождения Билана и т.д. -  больше мероприятий никаких не произошло. Культура собственного народа не освещается. Нужны либо жареные факты, либо шок - чтобы ты расчленёнку написал, что-нибудь отрицательное, чернуху. Общество хотят не облагораживать, а перед ним размахивать куском грязного нижнего белья. В этой ситуации только и остаётся - делать по-максимуму честно своё дело. А дальше уже и люди нужные, и связи прирастают.


Но вот в России есть то, что невозможно на Западе - там все представляют какую-то галерею. Я выставляюсь практически сам от себя, solo exhibit. Под собственным именем и со своим стендом. На Западе такое невозможно.


Можно прийти к вам на выставку и сразу картину приобрести?


Можно и не только на выставку, можно и в мастерскую.


Если бы вам пришлось организовать выставку одной картины, Вашей или чьей-то ещё, какую вы бы выбрали?


Своей, конечно. Не знаю. Они же все разные. Стили разные есть. Есть выражение такое: «Какой ваш самый любимый день? Мой любимый день - это завтра, потому что ты не знаешь что в нём будет». А если подписываться под тем, что мне нравится вторник 98 года... Что тогда другие картины? Другое время?


Небольшой блиц. Что выберите из двух?


Внутрь или в никуда? - Внутрь.


Шаман или лекарь? - И тот, и другой.


Смысл или интуиция? - Интуитивный смысл.


Системность или интуиция? - Интуиция.


Восток или запад? - Середина.


Отсутствие мотивации или импровизация? - Импровизация.


Импровизация или медитация? - Медитативная импровизация.


Какой виски больше нравится?


Гленморанджи. Недавно, кстати, попробовал в клубе Whisky Rooms японский. Сантори Ямазаки. Очень понравился.



Вы же пишите стихи. Прочитаете что-нибудь для наших читателей?


Стихи нельзя сочинить - их можно лишь успеть записать.


Послушайте, вам б не хотелось крыльев?

Чтоб в небо полететь,

И чтоб природе вопреки,

Исчезли вмиг все расстоянья.

Взмахнешь крылом, и вот уж далеки те...

Им не догнать тебя,

Не стоят и внимания

Заботы, хлопоты земных

О чреве, что насытить надо.

Ты с крыльями эфир, что вездесущ.

Ты чадо союза неба и земли.

Вот рыбий хвост неплохо б тож иметь,

И жабры. Один лишь всплеск,

И тишина морская вкруг тебя –

Плыви куда захочешь.

Иль на дно опустишься –

Лежи себе в спокойствии, взирая

На суету мальков вокруг тебя.

А тараканом быть пожалуй лучше –

Ты вроде бы один, но в обществе большом.

Забиться в щель, усы одни оставя,

И крошки хлебной хватит всем сполна.

Неистребима тараканов стая.

Но если здраво рассуждать,

Отбросив прочь все сантименты,

Крепки силки охотников на птиц,

Полна рыбачья сеть в счастливые моменты,

А яд, что смерть тебе несет,

Иль тапочком размазанным по плитке –

Кем быть, чтоб душу спрятать нежную свою?

Подобно той улитке,

Что тело бренное свое влачит

Под взглядами пернатых.

Всяк пробует ее, но выплюнуть спешит –

Горька и несъедобна. Не то, что у иных.

«Скажите, доктор, чем улиток лечат?

Покусана, пожёвана душа,

Где панцирь ей найти,

Чтоб спрятаться поглубже?

Рубцы и шрамы грубость придают

Той плоти, что была когда-то нежной».

Меня внимательно он слушал

И делал записи в тетрадь.

Затем два дюжих санитара пришли,

Я ими был спелёнут

И бережно уложен на кровать.

И вот подобно куколке той бабочки весенней,

Которая живет всего лишь день,

Лежу и жду, когда расправлю крылья.

А там уж все равно –

Стрижом ли быстрым буду съеден,

Или в сачок и под стекло

Иголками распят.

Дарить я буду красоту своею плотью мёртвой,

И восторгаться будут мной –

Осталось только ждать,

Ведь время всех рассудит.

Надеюсь я, что это так и будет.





Валерий Миронов - художник, член клуба Whisky Rooms с 2015 года. Живёт и работает в Москве. Член-корреспондент Академии Культуры и Искусства, член Творческого Союза Художников России, кавалер Ордена Серебряной звезды «Служение искусству». За 20 лет творческой деятельности им созданы более 1000 работ, которые экспонировались более, чем на 50 выставках и арт-салонах по всему миру.


Валерий Миронов создаёт работы сакрально-метафорического смысла. Используя сложную технику древних мастеров, художник рисует образы, которым сам даёт определение в виде изречений. Сочинённые художником фразы стилистически вписываются в полотна, что придаёт им декоративность и законченный смысл.


Таким образом создаются некие мыслеформы: «Что вскормим, то и сразим», «Выбирая, познаём. что выбора нет», «Всяк горд от величия своего обличия», «Имеет всякий свою страсть, у всякой силы своя власть».



Связаться с Валерием можно через его профиль в социальной сети facebook и по телефону +7 (916) 814 44 01.





Cпециально для Whisky Rooms J.Смолян





➜ Читать полную версию сайта